НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ КНР В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Чжао Тяньтянь

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования имиджа КНР в российском обществе на современном этапе. Её актуальность обусловлена интенсивным развитием отношений между двумя странами. В научных исследованиях часто рассматриваются эко-номические, культурные, внешнеполитические аспекты их взаимодействия, однако оно ранее не рассматривалось в фокусе анализа имиджа. Методология исследования базиру-ется на подходе к имиджеобразованию как к направленному процессу изменения и кор-ректировки общественного мнения целевой группы. Целью исследования является уточ-нение исторических предпосылок складывания современного образа Китая, определение основных направлений и факторов имиджеобразования. Среди последних выделяются такие, как экономическое развитие КНР, пропаганда китайского языка и культуры в Рос-сии. Затрагивается роль средств массовой информации в данном процессе. По итогам ис-следования автором был сделан вывод о позитивной динамике в формировании имиджа КНР в российском обществе, обусловленной симпатиями к модели и динамике её эко-номического развития. Основными каналами создания общественного мнения при этом являются китайские русскоязычные СМИ и российские СМИ, аудитория которых получа-ет в основном положительно окрашенную информацию о внутренних процессах в КНР и российско-китайских отношениях. В то же время диагностируется относительно слабое знакомство россиян с китайской культурой, недостаточно детализированные представле-ния о ней, что создает резерв для дальнейшего развития имиджевой составляющей вза-имодействия. Результаты исследования могут быть использованы как для дальнейшего углубления представлений об исследуемой проблематике, так и для решения прикладных проблем, возникающих в российско-китайских отношениях на современном этапе.

Ключевые слова: национальный имидж, Китай, «мягкая сила», Институты Конфуция, внешняя политика.