Содержание №2-2010
- Подробности
-
Просмотров: 5417
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
СУБЪЕКТНО-БЫТИЙНЫЙ ПОДХОД К ЛИЧНОСТИ И АНАЛИЗУ ЕЁ СО-БЫТИЯ С ДРУГИМИ (КОНСТРУКТИВНАЯ ВЕРСИЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКИХ «НАСТРОЕНИЙ»)
Рябикина З.И., Танасов Г.Г. С.4-19
Ключевые слова: ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, БЫТИЕ, СУБЪЕКТНО-БЫТИЙНЫЙ ПОДХОД, ПОСТМОДЕРНИЗМ, ОБЩЕНИЕ, СО-БЫТИЕ
Аннотация: В предлагаемой статье развиваемый нами и нашими коллегами субъектно-бытийный подход к личности, содержание которого представлено уже во многих защищенных диссертациях и иных научных текстах, предстает с новыми акцентами, обусловленными стремлением прояснить связь субъектно-бытийной интерпретации личности с конструктивными особенностями постмодернизма. Представлена сложившаяся на основании субъектно-бытийного подхода к личности концепция со-бытия, создающая возможность увидеть проблемы отношений между людьми с позиций личности, реализующей определенные стратегии самоактуализации, самоосуществления.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ: ПОНЯТИЯ «СПОСОБНОСТЬ» И «РЕСУРСЫ» В ОБЪЯСНЕНИИ ФЕНОМЕНА
Толочек В.А. С.20-38
Ключевые слова: СПОСОБНОСТИ, РЕСУРСЫ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ПАРАДИГМА, СВОЙСТВА, ОТНОШЕНИЯ
Аннотация: Прогноз профессиональной успешности человека на основании диагностики его способностей часто бывает неудовлетворительным. Понятием, интегрирующим в себе собственные свойства субъекта, а также потенциально доступные ему состояния и условия среды, в том числе свойства других людей, выступают «ресурсы». Способности, рассматриваемые как «функциональные системы» и один из видов ресурсов субъекта, наиболее действенно проявляющихся в искусственной среде (диагностика, обучение и т. п.). Понятие «ресурсы» органично связано с деятельностью, протекающей в реальной среде, отражает экологический подход к успешности. Исторически первая парадигма, объясняющая успешность способностями, т. е. «свойствами субъекта», может дополняться другими парадигмами, которые оперируют «отношениями субъекта».
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
КЛАССИКУ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Б.Д. ПАРЫГИНУ 80 ЛЕТ
Бендюков М.А. С.39-46
Ключевые слова: СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, МЕТОДО- ЛОГИЯ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Б.Д. ПАРЫГИНА, ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕ- РИАЛИЗМ, ИДЕОЛОГИЯ, ПОЗИТИВИЗМ
Аннотация: Статья посвящена жизненному пути и научному творчеству заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора философских наук, профессора Б. Д. Парыгина — пионера возрождения отечественной социальной психологии, основателя ее современного философско-социологического направления в нашей стране. В работе раскрывается методологическое и теоретическое значение работ Б. Д. Парыгина для развития отечественной социальной психологии в прошлом и будущем.
МАКРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ ТРЁХ ГРУПП КУБАНСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Дёмин А.Н. С.47-63
Ключевые слова: МАКРОПСИХОЛОГИЯ, МОЛОДЁЖЬ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ДОСТУПНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: В статье проведён макропсихологический анализ образовательных притязаний учащихся средней школы, профессионально-технических училищ и колледжей, выявленных в постсоветский период. Притязания соотносятся с показателями сферы образования Краснодарского края. Для каждой из групп молодёжи установлены особенности соотношения притязаний с региональными характеристиками высшего образования, дана макропсихологическая интерпретация этих соотношений.
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ КЛИМОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА (К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Носкова О.Г. С.64-77
Ключевые слова: ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ПРОФЕССИЯ, СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА
Аннотация: Статья посвящена юбилею видного отечественного психолога Е.А. Климова. Раскрыта научная биография учёного, показан его вклад в психологию труда и смежные отрасли психологии, в практическую деятельность психологов, подготовку научных кадров и популяризацию психологии.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНАХ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ
Никовская Л.И., Якимец В.Н. С.78-93
Ключевые слова: ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА, РЕГИОНЫ, МОДЕРНИЗАЦИЯ, ВЛАСТЬ, БИЗНЕС, НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (НКО), БЮРОКРАТИЯ, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Аннотация: В статье представлены результаты исследования, проведённого в 21 субъекте РФ с помощью нового инструмент для количественной оценки и мониторинга состояния публичной политики. Авторами было выявлено пять типов публичной политики в регионах. Исследование показало, что сложившийся моноцентричный режим привел к снижению роли публичной сферы и политики в современном политическом процессе как на федеральном уровне, так и на региональном. Без расширения качества и системности публичной политики невозможно вести речь о переходе к модернизации, а тем более к инновационному типу развития российского общества.
ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА
Чайка И.Г. С.94-102
Ключевые слова: ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО, БЕЗОПАСНОСТЬ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
Аннотация: В статье рассматривается появление в мире принципиально новых видов угроз, основанных не только на технологических факторах, но и на психологических и культурных началах. Дается характеристика и примеры применения технологий информационного противоборства.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА
ВЛИЯНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)
Кубанова Ф.А. С.103-111
Ключевые слова: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ, КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
Аннотация: В статье выявлено влияние трансформаций избирательной системы на деятельность политических партий России (по материалам парламентских выборов1993–2007 гг.). Установлено, что переход от смешанной к пропорциональной системе и принятие Федерального закона РФ «О политических партиях» привели к преобладанию политических ресурсов крупнейших партий. Особое внимание уделено специфике голосований по партийным спискам в Карачаево-Черкесской Республике.
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИНЦИПЫ РАВЕНСТВА, ИНКЛЮЗИИ И НЕДИСКРИМИНАЦИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Егупова М.А. С.112-121
Ключевые слова: ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ, ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПРИНЦИПЫ РАВЕНСТВА, ИНКЛЮЗИИ И НЕДИСКРИМИНАЦИИ
Аннотация: Статья посвящена проблемам реализации конституционного права на образование лицами с ограниченными возможностями здоровья. Автор анализирует общепризнанные международные нормы и законодательство Российской Федерации с точки зрения принципов равенства, инклюзии и недискриминации и предлагает меры, которые необходимо предпринять на законодательном уровне для преодоления обозначенных проблем.