Содержание №2-2017
- Подробности
-
Просмотров: 4762
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ
ТРАНСГРАНИЧНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Цапенко И.П., Сауткина В.А. C.6-24
Аннотация: В статье представлена аналитическая картина международной миграции медицинского персонала. Дается характеристика такого нового и малоисследованного феномена, как медицинский туризм, выявлена взаимосвязь в движении медицинских работников и пациентов. Показано, что практически все страны мира в той или иной мере испытывают кадровый дефицит в сфере здравоохранения. При этом в условиях массовых потоков выходцев из развивающихся регионов мира в развитые в последних формируется спрос на специалистов, разбирающихся в социокультурных факторах заболеваемости и разных традициях врачевания. Одним из основных способов решения проблем нехватки медицинских работников на глобальном Севере является их привлечение из-за рубежа, в первую очередь с Юга.
Хотя эмиграция персонала здравоохранения может иметь некоторые позитивные эффекты и для стран исхода, по большому счету она обостряет там кадровый дефицит, особенно в экономически отсталых государствах, ухудшая доступность медицинской помощи для их населения.
Учитывая объективную невозможность на данном этапе кардинально уменьшить отток медиков из таких стран, пути смягчения негативных последствий эмиграции видятся в ограничении государствами Севера найма медперсонала из бедных стран, в оказании последним помощи по развитию здравоохранения, подготовке медицинских кадров и расширению их циркулярной миграции. При этом должен обеспечиваться баланс интересов всех участников этого процесса.
Ключевые слова: международная миграция, здравоохранение, медицинские работники, нехватка кадров, медицинский туризм, спрос на медицинские услуги, медицинская антропология, социальные последствия, страны с низкими доходами, международное сотрудничество.
ВОПРОСЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ДОКТРИНА МИРОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА, ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Плащинский А.А. C.25-47
Аннотация: В статье представлены результаты многолетнего авторского исследования парадигмы нового мирового порядка. В широком историческом и международно-политическом контексте, сквозь призму стремления США к мировой гегемонии рассматривается доктрина мирового правительства как одна из основ американского проекта будущего мироустройства. Основной акцент сделан на исследовании исторических предпосылок формирования и развития идеологии глобализма. Исследуются движущие силы, задействованные «англо-американским истеблишментом» в целях трансформации системы международных отношений. После окончания Второй мировой войны таковыми выступали Всемирное движение федералистов («Движение за мировое правительство»), Движение за мир через образование и др. Исходя из того что в постбиполярный период, наступивший после распада СССР и окончания холодной войны, обозначилась третья попытка установления всеобъемлющего механизма управления и контроля над развитием человеческой цивилизации, человечество стоит перед судьбоносным выбором — в пользу мирного сосуществования и развития или возникновения глобального межцивилизационного конфликта. В этой связи вопрос о мировом правительстве или ином институте глобального управления сегодня имеет особое значение, тем более что транснациональные элиты уже открыто призывают к учреждению новой глобальной платформы взамен системы ООН. В целях проецирования будущего мироустройства, создания сбалансированного и стабильного миропорядка обосновывается необходимость синтеза научного знания, конвергенции политологических, социологических и исторических подходов к вопросам глобального управления. Панорамный анализ парадигмы нового мирового порядка, представленный в статье, изучение истоков доктрины мирового правительства является одним из важных условий формирования объективной картины мира. Ряд зарубежных источников (в переводе автора) впервые вводится в научный оборот, например, Предварительный проект всемирной конституции, разработанный учеными Чикагского университета в 1948 г., и др.
Ключевые слова: новый мировой порядок, проект, глобальное управление, доктрина мирового правительства, социально-политические движения.
ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА
ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА КАК ФАКТОР ЯЗЫКОВОЙ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ИНДИИ
Борисова Н.В. C.48-67
Аннотация: Поддержание территориальной целостности государства и обеспечение прав и преференций для этноязыковых групп в смешанных федерациях требует сложных и крайне комплексных институциональных решений: создание региональной этнической автономии, с одной стороны, и обеспечение гарантий языковых преференций для этнолингвистических меньшинств. Языковая преференциальная политика представляет собой комплекс мер, которые поддерживают миноритарные язык(и), стимулируют контакты и конкуренцию среди языков в полиэтничном сообществе. Языковая преференциальная политика способствует воспроизводству титульного язык этнической региональной автономии и (в некоторых случаях) родного языка нетитульных для автономии этнических групп. Следует отметить, что воспроизводство этноязыковой группы требует масштабной и комплексной языковой преференциальной политики, реализуемой, как минимум, на двух основных аренах социально-политического взаимодействия: образование и государственное управление. Речь идет о практиках комплексной стандартизации миноритарного языка и институционализации механизмов поддержки языков и прав их носителей. Можно выделить две группы факторов, определяющих масштабы и логику стандартизации миноритарных языков: структурные и контекстуальные. В первой группы решающее значение имеет этноязыковая структура сообщества. В группе вторых следует различать как исторические особенности формирования политии и этнических региональных автономий в ее составе, так и политический контекст, в котором происходит актуализация языковых требований и принимаются решения относительно гарантий языковых преференций. На примере Индии и ее штатов показано как различные варианты соотношения этнолингвистической структуры общества и иных факторов структурного и контекстуального порядка определяют глубину и комплексность языковой преференциальной политики, обеспечивающей территориальную целостность государства.
Ключевые слова: языковая преференциальная политика, этническая региональная автономия, смешанная федерация, этнолингвистическая структура общества, миноритарный язык.
ДЕПУТАТСКИЙ КОРПУС РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: ОПЫТ ГЕНДЕРНОГО АНАЛИЗА
Козлова Н.Н. C.68-84
Аннотация: Автор рассматривает проблему гендерной асимметрии в законодательных (представительных) органах власти субъектов РФ. Анализируя работы ученых по исследованию гендерной асимметрии в различных российских регионах, исследователь приходит к выводу, что конструирование гендерной пирамиды в отдельных субъектах федерации существенно различается. В данной статье объектом анализа является представительство женщин в региональных парламентах ЮФО. Источниками информации выступили контенты специализированных порталов, сайтов органов государственности власти субъектов федерации, политических партий, СМИ. Отбор материалов для исследования проводился автором в январе–мае 2016 г. На основе обобщения и анализа статистических данных (партийной принадлежности, политического опыта, образования, профессии, возраста и т.д.) автор предлагает аналитическое описание женского сегмента депутатского корпуса региональных парламентов ЮФО. Исследователь делает вывод, что для органов законодательной власти субъектов федерации ЮФО характерен низкий уровень представленности женщин, место и роль женщин в региональных парламентах незначительные, а гендерная асимметрия имеет институциональный характер. К значимым результатам исследования следует отнести следующие: избранных по пропорциональной избирательной системе женщин-депутатов больше чем тех, кто был избран по мажоритарной системе; женщин-депутатов региональных парламентов ЮФО характеризует высокий образовательный ценз; большинство женщин имеет гуманитарное образование, а их профессиональная принадлежность в основном соответствует их образованию. Женщины включаются в политику в зрелом возрасте, успешно совмещая семейные и политические роли. Поскольку автор статьи приходит к выводу, что политический опыт женщин-депутатов формируется примерно в равной степени из таких источников как муниципальная и государственная служба, партийная карьера, депутатская деятельность в представительных органах МСУ, общественный активизм, то и повышение представительства женщин в региональных легислатурах, преодоление гендерной асимметрии власти, по мнению исследователя, может проходить через данные институты.
Ключевые слова: гендерный анализ, гендерные роли в политике, региональный парламентаризм, гендерная асимметрия, избирательные системы.
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Габриелян А.М. C.85-100
Аннотация: За последние годы стратегия образования и государственная политика в этой области во многом исходят из логики международной конкурентоспособности. Как правило, это фиксируется в статусе, репутации, в региональных, национальных, международных рейтингах. Целью данной статьи является обозначение основных факторов повышения конкурентоспособности университета на мировом уровне.
Вопрос конкурентоспособности университета становится особо актуальным, когда в условиях глобализации, цифровизации и попытки выдвинуть образование на рынок услуг университет вынужден вновь доказывать свою целесообразность и эффективность. Большинству университетов приходится определяться с моделью своего развития.
В связи с этим возникает не менее актуальная проблема сохранения и развития университетом как институтом защиты и развития национальной культуры собственно воспроизводства интеллектуальной элиты конкретного общества.
Объектом исследования выступает конкурентоспособность университета, предметом — международный опыт повышения конкурентоспособности университета. Достижение данной цели предполагало решение следующих задач: определение феномена конкурентоспособности университета; выявление основных закономерностей реформирования современных развитых систем высшего образования; изучение международного опыта в политике реформирования университета. Использовались следующие методы: сравнительный анализ отечественного и зарубежного научного дискурса; теоретический анализ и синтез социально-педагогических исследований; метод анализа документов.
В статье приведен ряд практических примеров эффективного содействия государства процессу повышения конкурентоспособности университетов. Не все инициативы могут быть репродуцированы либо заимствованы любой образовательной системой. Однако они могут служить подспорьем для реформ. Некоторые международные инициативы стали основой и для российских проектов по достижению выдающихся результатов, о чем будет идти речь далее.
Ключевые слова: мировые образовательные тренды, конкурентоспособность, факторы повышения конкурентоспособности университета.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: СУБЪЕКТНО-БЫТИЙНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Фоменко Г.Ю. C.101-119
Аннотация: В статье проанализированы философские основания и теоретико-методологические аспекты самоопределения личности в контексте субъектно-бытийного подхода. Проблема самоопределения личности рассмотрена как развитие и конкретизация ряда сквозных философских тем через их «преломление» к психологическому уровню анализа. Предложена следующая логика рассуждений и, соответственно, сквозных философских тем: кто мы такие в данный момент истории (И. Кант) — личность — усилие (экзистенциальный тонус в терминологии Д. А. Леонтьева) — путь – личностный выбор – бытие (точнее, формообразование бытия). Ввиду ограниченности объёма статьи автор концентрируется на четырёх первых темах.
В статье решается несколько сопряжённых задач: показать, как проблема самоопределения личности «произрастает» из множества сквозных философских тем, простое перечисление которых позволяет ощутить её глубину и сложность; в русле этого проанализировать теоретические конструкции психологов, созвучные им, а также авторским взглядам и позициям; продемонстрировать возможности субъектно-бытийного подхода к полилогу с различными психологическими течениями, а также ресурсность субъектно-бытийного подхода для междисциплинарного проблемно-ориентированного исследовательского поиска.
Особенности современного постнеклассического этапа развития психологии характеризуются в философском и науковедческом контексте (согласно В. С. Стёпину) сменой объекта исследования, типа рациональности и типа мышления. Субъектно-бытийный подход в полной мере отражает происходящие изменения, согласуется со спецификой современного постнеклассического этапа развития психологии и эвристичен в отношении разрешения актуальной проблемы: поиска адекватного понятийного и методического инструментария для изучения психологических феноменов, поскольку по-прежнему наблюдается выраженный дисбаланс в уровне сложности организации объектов и средств их изучения.
Ключевые слова: субъектно-бытийный подход; личность, бытие, субъект, самоопределение, усилие (экзистенциальный тонус), модус бытия, путь, личностный выбор; постнеклассический этап развития психологии.
СЕМЕЙНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛОВ СФЕРЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ
Махнач А.В., Лотарева Т.Ю. C.120-137
Аннотация: Значительные эмоциональные нагрузки и дефицит поддерживающих ресурсов в профессиональной деятельности актуализируют задачу исследования жизнеспособности представителей помогающих профессий. В связи с этим обоснована ключевая роль семейных ресурсов в профессиональной деятельности социальных работников, психологов, педагогов, работающих в сфере защиты прав детей-сирот. Социальная поддержка в виде обучающих тренингов, супервизий и неформальной поддержки со стороны коллег выступает фактором защиты и усиления жизнеспособности профессионалов социальной сферы. Выдвинута гипотеза о ведущей роли компонента социальной и семейной поддержки в шестикомпонентной структуре жизнеспособности (по А.В. Махначу) профессионалов, работающих в сфере защиты прав детей-сирот. Доказывается, что понятия «жизнеспособность» и связанное с ним — «ресурсы» должны использоваться в работе психолога, социального педагога, проводящего психологическое обследование кандидатов в замещающие родители, планирующих взять на воспитание ребенка-сироту, их обучение и последующее сопровождение.
Приведены результаты исследования компонентов жизнеспособности на выборке из 100 специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, с использованием стандартизированных и авторских тестов. Показаны связи семейной поддержки с компонентами «Самоэффективность», «Настойчивость», «Совладание», «Духовность». Определены специфические механизмы совладания, которые позволяют говорить о ведущей роли семейных ресурсов для исследуемой группы профессионалов.
Ключевые слова: жизнеспособность человека, социальная поддержка, семейные ресурсы, профессионалы сферы защиты прав детей-сирот.
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПТИМИЗМ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Ясько Б.А. C.138-150
Аннотация: В статье обосновывается точка зрения, согласно которой профессиональный оптимизм является конструктом, включающим два равнозначных компонента: операциональный и психологический. Операциональный оптимизм означает уверенность субъекта в компетентностной готовности к исполнению профессиональных задач в конкретных видах деятельности, в ориентации на постоянный профессиональный рост, самосовершенствование и саморазвитие.
В эмпирической части статьи проверяется предположение: психологический компонент профессионального оптимизма можно обозначить в характеристиках позитивной профессиональной идентичности, профессиональной востребованности, направленности на профессиональные достижения. Выборку испытуемых составили специалисты с высшим образованием (62 чел.). С использованием методики «LOT-R» выраженный оптимизм обнаружили 28 человек (45,2%), а пессимистические склонности оказались характерны для 20 испытуемых (32,3%). Представители этих двух полюсов (48 чел.) были включены в дальнейшее исследование. Применены методики: «Опросник профессиональной востребованности личности»; «Статусы профессиональной идентичности»; шкала «Редукция профессиональных достижений» опросника на выгорание; опросник «Индекс жизненного стиля» («Life Style Index»).
Выделены психологические маркеры профессионального оптимизма и пессимизма. Для профессионального оптимизма: высокая значимость осознания принадлежности к профессиональному сообществу, профессиональный авторитет, профессиональная компетентность; позитивное отношение к себе как профессионалу; профессиональная гиперидентичность; отсутствие тенденций редукции профессиональных достижений; напряженность эго-защиты «отрицание», что обусловливает риски сниженной критичности, селективности внимания, идеализацию объектов реагирования, определенного диссонанса собственного «Я» и ролевой позиции. Представлена модель профессионального оптимизма, объясняющая, что наиболее выраженными детерминантами этого качества являются стремления: к профессиональной компетентности (F = 84,75); к поддержанию на высоком уровне профессионального авторитета (F = 99,05); опора на ресурс эго-защиты отрицания в эмоционально напряженных ситуациях (F = 124,64).
Профессиональный пессимизм маркируется: сниженными оценками собственного профессионального статуса; ущемленностью чувства профессионального достоинства и самоуважения; тенденцией «качелей» профессиональной идентичности (от кризисной — к гиперидентичности); выраженной тенденцией к редукции достижений (85,0% опрошенных); эго-защитами «компенсация» и «проекция», которая обладает наиболее выраженным детерминирующим влиянием (F = 51,53).
Ключевые слова: профессиональный оптимизм; профессиональный пессимизм; профессиональная востребованность; профессиональная идентичность; редукция достижений; эго-защита.
РЕЦЕНЗИИ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Володин А.Г. C.151-154
Рецензия на книгу: Постсоветские государства: 25 лет независимого развития. Сборник статей в двух томах. Отв. ред. А. Б. Крылов. Москва: ИМЭМО РАН, 2017. 324 с.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ