Содержание №3-2017
- Подробности
-
Просмотров: 4572
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПОЛИТИЗАЦИЯ ДИСКУРСА ПО ПРОБЛЕМАМ МИГРАЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ CОЮЗЕ
Бардин А.Л., Пантин В.И. С.6-36
Аннотация: В статье рассмотрен политический дискурс, связанный с проблемами миграционного регулирования и интеграции инокультурных иммигрантов в странах Европейского союза, причем основное внимание уделено изменению данного политического дискурса после начала острой фазы миграционного кризиса в 2015 г. Показано, что обострение миграционного кризиса в ЕС не только стимулировало и актуализировало политический дискурс в сфере миграционного регулирования, но и обнаружило наличие разных, иногда полярно противоположных подходов в этой сфере. Заметная политизация дискурса по миграционным проблемам в странах ЕС, которая наглядно проявляется в европейских СМИ, оказала негативное влияние на социальную сплоченность общества, вызвав политическую поляризацию, рост влияния популистских партий и движений. Это поставило наднациональные структуры ЕС и политическое руководство отдельных европейских стран перед необходимостью выработки адекватного и эффективного ответа на вызовы резко возросшей этносоциальной и этнокультурной неоднородности. Проведенный анализ выявил, что широко распространенные в европейском политическом дискурсе попытки заменить (или подменить) проблему интеграции инокультурных мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки проблемой приема беженцев, а миграционный кризис переименовать в «кризис беженцев» эффективны лишь отчасти и в целом не способствуют преодолению политической поляризации. В то же время сделан вывод, что звучащие призывы к контролю над миграцией и над внешними и внутренними границами стран ЕС оказывают больший эффект и заметно влияют на политический курс целого ряда европейских государств в сфере миграционного регулирования.
Ключевые слова: миграционный кризис, инокультурная миграция, политический дискурс, миграционное регулирование, Европейский союз, СМИ.
ФРАНЦУЗСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ИММИГРАНТОВ: ИСПЫТАНИЕ ВРЕМЕНЕМ
Преображенская А.А. С.18-36
Аннотация: В статье проанализированы особенности и социальные вызовы иммиграции во Франции, выявлена специфика подхода властей к интеграции мигрантов. Показано, что изначально интеграционная модель была основана на ассимиляционном подходе, не были в достаточной мере учтены этнические и религиозные особенности приезжих. Установлено, что проводимая политика социального выравнивания имеет более чем скромные результаты. Исключение из экономической и социальной жизни, высокий уровень безработицы переселенцев и их потомков, особенно молодежи, социальная маргинализация способствуют усилению влияния в этих кругах религиозной идеологии, зачастую в ее радикальных проявлениях.
Особое внимание в статье уделено анализу состояния интеркультурных практик, оценена возможность их приживаемости на французской почве. Автор приходит к выводу, что данные практики не получили заметного развития. По ряду исторических, политических, культурных причин властям трудно выйти за пределы модели индивидуальной интеграции, признать социокультурную и этническую дифференциацию в обществе и принять тот факт, что многие общественные институты играют роль в воспроизведении этой дифференциации.
Ключевые слова: Франция, иммиграция, интеграционная модель, интеркультурализм, ислам, городская политика, дискриминация, социальная маргинализация, социальная мобильность.
ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА
МЕХАНИЗМЫ «УМНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ» В ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: РАСШИРЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ
Волкова А.В. С.37-52
Аннотация: Оценка регулирующего воздействия, возникшая как элемент модели New public management (нового государственного менеджмента), получает новое осмысление в связи с распространением концепции «smart regulation» («умного регулирования»). Она не только выполняет техническую функцию оценивания, но и является механизмом управления публичной политикой, обеспечивая согласование деятельности лиц, принимающих решения, с интересами гражданских структур. Сравнительный анализ опыта внедрения механизмов «умного регулирования» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области позволяет сделать выводы о наметившихся различиях в публичной политике регионов. В обоих субъектах гражданское общество демонстрирует готовность к ответственному участию в процессах управления публичной политикой, однако типы этого взаимодействия различны. Проанализировав данные о гражданской активности в Санкт-Петербурге, можно сделать вывод о снижение интереса со стороны гражданского общества к участию в процессах публичной политики на основе формальных механизмов и нарастании активности по формированию собственной, альтернативную повестку дня. В Ленинградской области, напротив, прослеживается ориентация структур гражданского общества на повестку, предлагаемую органами государственной власти и на сотрудничество в рамках формализованных практик.
Ключевые слова: публичная политика, умное регулирование, оценка регулирующего воздействия, гражданское участие, ответственность, сотрудничество.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ
ВОЗРАСТНЫЕ КОНСТРУКТЫ В НАРРАТИВАХ СТУДЕНТОК КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Петрова А.Ю., Плотичкина Н.В. С.53-68
Аннотация: В статье рассматриваются практики телесной репрезентации возраста студентками на различных этапах (детство, подростковость, юность, молодость). Результаты изучения возрастных конструктов получены в ходе качественного анализа биографических эссе информантов. Показан эвристический потенциал биографического метода для анализа телесных репрезентаций возраста. Дизайн прикладного исследования задан трактовкой возраста как биодемографической действительности и результата социального конструирования. В статье описаны исследовательские направления в социологии тела. Теоретическая экспликация термина «возраст» показала наличие различных смысловых коннотаций понятия: объективный хронологический факт, социальная проблема, индивидуальный атрибут, «самоопределяющаяся категория» (субъективное ощущение возраста). Осуществлена эссенциализация научного дискурса относительно социального конструирования возрастных различий; выявлены особенности социологической интерпретации возраста как процесса и результата интерактивной работы. Сформулированы выводы о возрастных конструктах в нарративах информантов. В биографических эссе детство – этап телесной трансформации от ребенка к девочке, открытия своего тела как «тела пола». Подростковость и юность интерпретировались информантами как период телесных экспериментов, осваивания новых телесных практик. Указываются отличия дискурсивного оформления возрастных конструктов детства и подростковости/юности в нарративах информантов. В детстве вектор индивидуальных телесных проявлений задавался родителями, в подростковом возрасте/ юности в телесные дискуссии активно включились сверстники. В эссе девушек молодость характеризуется как этап самоопределения, репрезентации женственного тела-образа, объективной рефлексии и работы над телом. Исследование биографических эссе молодых девушек зафиксировало трансформацию телесных воплощений возрастных этапов, вариабельность восприятия информантками возрастных изменений тела.
Ключевые слова: возраст, тело, конструирование возраста, молодежь, детство, юность, молодость.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОМ ЭЛЕКТРОННЫХ ГАДЖЕТОВ
Борцова М.В., Некрасов С.Д. С.69-80
Аннотация: В статье рассмотрен важный аспект проблемы «Родитель — ребенок — электронный гаджет», касающийся исследования отношения родителей к регулированию использования ребенком электронных гаджетов, их мнений о позитивном и негативном влиянии гаджетов на развитие личностных свойств ребенка.
Для эмпирического исследования разработаны авторские методики: опросник «Сведения об использовании ребенком электронных гаджетов», методика незаконченных предложений «Нормирование использования ребенком электронных гаджетов». В исследовании приняли участие 147 родителей, имеющих детей, воспитанников подготовительных групп дошкольного образовательного учреждения станицы Полтавской Краснодарского края.
Выявлена специфика отношений родителей к использованию детьми электронных гаджетов, которая заключается в трех уровнях нормирования родителями использования ребенком гаджетов: «уровень без ограничений» (42%), «нормальный уровень» (46%), «уровень запрета» (13%). Родители, имеющие «уровень запрета» использования дошкольником электронных гаджетов, запрещают использовать своему ребенку какой- либо гаджет. Родители, имеющие «нормальный уровень» использования дошкольником электронных гаджетов, разрешают использовать своему ребенку какой-либо один вид гаджета (планшет, телефон или смартфон, компьютер). Родители, имеющие «уровень без ограничений» использования дошкольником электронных гаджетов, разрешают использовать своему ребенку любой вид гаджета.
Описано содержание психологического портрета современных родителей, проживающих в сельской местности. Большинство родителей разрешают и активно участвуют в занятиях ребенка с электронными гаджетами не больше одного часа в день, что контролируется, как правило, матерью ребенка. Основными занятиями дошкольников с помощью гаджетов являются различные соответствующими возрасту развлекающие занятия (просмотр мультфильмов и компьютерные игры), на втором месте — развивающие занятия, в том числе направленные на подготовку к обучению в школе. Родители позволяют увеличить время занятий ребенка с гаджетом, чтобы завершать развивающие занятия, которые могут оказать влияние на позитивное общее развитие ребенка. Основное негативное влияние на ребенка они видят в том, что ребенок сможет без контроля родителей посещать ненужные сайты.
Ключевые слова: использование дошкольником электронных гаджетов, влияние гаджетов на развитие свойств ребенка; отношение родителей к использованию ребенком электронных гаджетов; уровни нормирования родителями использования ребенком электронных гаджетов; психологический портрет родителей; проблема «Родитель — ребенок — электронный гаджет».
ИДЕНТИФИКАЦИЯ С СЕМЕЙНЫМИ РОЛЯМИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дахно В.М. С.81-94
Аннотация: В статье описаны результаты исследования представлений о будущей семье у юношей и девушек из полных и неполных семей. Предлагается рассмотрение личностных особенностей построения образа родителей, себя как будущего родителя в ситуации наличия обоих родителей или только одного. Неполная семья рассматривается лишь как ситуация мобилизации дополнительных ресурсов для развития и саморазвития личности, но не как негативная ситуация, полностью лишающая человека возможности стать полноценной личностью. Изучение отношения к семейным ролям и собственной гендерной роли реализовано посредством контент-анализа сочинений юношей и девушек и репертуарного теста. Контент-анализ позволил выделить особенности представлений молодежи о семье, проанализировать возможные причины и следствия содержания образа будущей семьи у юношей и девушек из полных и неполных семей. Выявлены и описаны критерии анализа сочинений: наличие образа семьи в представлениях о будущем, наличие в будущей семье детей, возможность самореализации благодаря или вопреки семейным отношениям, использование физических и инструментальных характеристик при описании будущего, значение материальных ценностей в образе будущего, страхи в отношении будущей семьи. Репертуарный тест показал некоторые механизмы идентификации личности с образами отца и матери. В результате исследования выявлено наличие возрастных, гендерных и семейных факторов отношения молодежи к будущей семейной жизни. Описаны особенности построения образа будущей семьи и отношения к гендерным ролям молодежи из полных и неполных семей. Установлено, что у молодежи из неполных семей более позитивный образ себя как будущего супруга и родителя; описаны основные тревоги и переживания в отношении будущей семьи; выделены особенности структурного и тематического описания будущей семьи. Также подробно проанализированы ролевые связи между различными гендерными эталонами, и на их основе представлены стратегии формирования гендерной идентичности в ситуации отсутствия одного родителя. Основные выводы исследования показали более позитивное отношение к созданию семьи у молодежи из неполных семей, что, однако, сопровождается и большим количеством переживаний и страхов. Представления о будущей семье в данной группе молодежи более реалистичны, более продуманны, что говорит об их большей озабоченности по поводу создания собственной семьи по сравнению с молодежью из полных семей. Выявлены компенсаторные механизмы формирования адекватного образа Я для юношей и девушек, имеющих лишь одного родителя. В целом результаты показали, что неполная семья как социальная ситуация развития личностиопределяет усиление значимости собственных будущих семейных отношений, большее внимание молодежи к построению собственной семьи, к выполнению собственной родительской функции.
Ключевые слова: молодежь, полная и неполная семья, образ будущей семьи, гендерная идентичность.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ОТНОШЕНИЕ К КРЕДИТАМ И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ
Киреева О.В., Педанова Е.Ю., Дёмин А.Н. С.95-107
Аннотация: Данная статья посвящена исследованию связи между отношением заемщика к кредитам и его социальным статусом. Актуальность изучения роли социально-психологических характеристик личности в кредитном и долговом поведении обусловлена появлением в России таких проблем, как закредитованность населения и проблемные долги. В исследовании проверяются две гипотезы: 1) компоненты отношения к кредитам (осведомлённость о кредитах, мотивы взятия кредита, способы поведения в ситуации персонального дефолта) связаны с компонентами социального статуса (пол, возраст, уровень образования, статус занятости, материальное положение семьи); 2) в ситуации персонального дефолта связь между компонентами отношения к кредитам и социального статуса личности будет более выраженной, чем в обычной ситуации выплаты долга, поскольку трудная жизненная ситуация, каковой выступает персональный дефолт, предъявляет более высокие требования к социальным ресурсам личности. Использовались: авторский опросник «Отношение к кредитам», позволяющий диагностировать осведомлённость о кредитовании (активную и пассивную), мотивы кредитования, стратегии поведения в ситуации персонального дефолта; шкалы, измеряющие компоненты социального статуса личности. Выборка составила 257 чел. и охватывала тех, кто брал кредит и смог его вовремя отдать или отдаёт в настоящее время (n = 157), и тех, кто брал кредит, но не смог его вовремя отдать в прошлом или не может отдать в настоящем (n = 100). По результатам исследования выявлено, что четыре компонента социального статуса (образование, занятость, материальное положение, пол) связаны с компонентами отношения к кредитам. При этом только уровень образования связан и с когнитивным, и с мотивационным, и с поведенческим компонентом отношения к кредитам. Высокая вероятность обращения к непродуктивной стратегии (уход от решения проблемы, избегающее поведение) в ситуации персонального дефолта, скорее всего, определяется отсутствием постоянной полной занятости, более низким уровнем материального положения семьи и в большей степени характеризует мужчин. Получены свидетельства в пользу подтверждения дополнительной гипотезы: в ситуации персонального дефолта связь между компонентами отношения к кредитам и социального статуса личности имеет более системный характер по сравнению с обычной ситуацией выплаты долга. В ходе анализа данных, полученных на общей выборке и в подвыборках, не выявлено значимых корреляционных связей между показателями отношения к кредитованию и возрастом заемщиков.
Ключевые слова: кредит, отношение к кредитам, осведомлённость о кредитах, мотивация кредитного поведения, персональный дефолт, социальный статус личности.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ОТНОШЕНИЯ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В УСЛОВИЯХ ПСЕВДОПАТРИАРХАЛЬНОЙ СЕМЬИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД
Пищик В.И., Спивачук З.В. С.108-114
Аннотация: Представлен взгляд на псевдопатриархальные отношения мужчин и женщин в современных семейных парах. Рассматриваются социокультурные факторы трансформации отношений в семье на современном этапе. Акцентируется подход школы В. Н. Мясищева к проблеме отношений. Проанализированы когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты отношений. Подчеркивается возможность порождения трудностей в отношениях супругов при столкновении их с новой жизненной ситуацией. Например, на выбор партнера в браке во многом влияет несовпадение ожиданий у мужчин и женщин относительно выполняемой роли в семье. Отмечается влияние социокультурных реалий на отношения в семье: снижение религиозности, физическое уничтожение связей между поколениями, войны, что ведет к психической травматизации семейных пар, смене архетипов семьи, появлению новых типов семьи. Таким новым типом является псевдопатриархальный тип семьи. Под псевдопатриархальными отношениями мужчин и женщин авторы понимают совокупность стереотипов и искаженных социально- психологических установок в отношении семейной жизни в целом и супружеских ролей в частности. На выборке из 460 состоящих в браке мужчин и женщин показаны специфические роли, установки поведения, функции в семье, ценностные ориентации. Применены методики: методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга; авторская анкета «Определение типа семейно-брачных отношений»; методика «Особенности распределения ролей в семье» (авторы: Ю. Е. Алешина; Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская); методика маскулининности-фемининности (С. Бем). Мужья в псевдопатриархальном типе семьи проявляют высокую степень фемининности, интрапунитивность, обнаруживают противоречие в отношении ролей «Хозяина» и «Сексуального партнера». Они фиксируются на препятствиях, ожидают помощи извне в семейных конфликтах. Результаты исследования межличностных отношений в псевдопатриархальном типе семьи демонстрируют смещение, искажение социально-психологических установок в отношении к семейной жизни в целом.
Ключевые слова: отношения, патриархальная семья, мужчины, женщины, социально- психологические особенности.
ГРУППОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ СООТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК В ПРОСТРАНСТВЕ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ У СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ КАК О ПОДЧИНЯЕМОЙ ЛИЧНОСТИ
Князев Е.Б. С.115-125
Аннотация: В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению особенностей соотношения социальных установок студентов в пространстве мотивационно-потребностной сферы личности в зависимости от степени выраженности их представлений о себе как о подчиняемых людях. Общая выборка исследования составила 185 чел., проходящих обучение на факультетах СГУ им. Н. Г. Чернышевского.
Актуальность исследования обусловлена тем, что подчинение — необходимая составляющая социального механизма, благодаря которому обеспечивается нормальное существования любого сообщества людей. При этом исследования С. Милгрэма, Ф. Зимбардо, А. Элмса, Дж. Бюргера, Ч. Хоффлинга и других показывают, что, подчиняясь авторитету, человек способен к совершению противоправных действий, так как снимает с себя ответственность и перекладывает ее на авторитет. Согласно результатам современных исследований подчинения, человек оказывается способным к деструктивному подчинению даже без давления со стороны авторитета. Следовательно, возникает предположение, что ситуации подчинения могут оказывать влияние на мотивационно- потребностную сферу личности, изменяя ее. В частности, эти изменения могут проявиться в соотношении социальных установок личности.
Следуя этому предположению и используя метод многомерного шкалирования, автор представил расположение социальных установок мотивационно-потребностной сферы личности в двумерном пространстве. По итогам анализа полученных данных были определены его измерения и представлены в виде оппозиций: эгоцентризм — гуманизм и прагматизм — перфекционизм. Показано, что при изменении степени выраженности представления студентов о себе как о подчиняемых людях, их социальные установки изменяют свое расположение в мотивационно-потребностном пространстве их личности. При этом наиболее сильные изменения в расположении установок наблюдаются при высокой степени выраженности представления человека о себе как о подчиняемой личности. Установлено, что наименьшее расстояние, а значит, и большая схожесть отмечена между установками на процесс и свободу, а наибольшее расстояние и соответственно наименьшая схожесть отмечена между установками на власть и процесс.
Ключевые слова: подчинение, авторитет, социальная установка, мотивационно- потребностное пространство, многомерное шкалирование.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЭТНОС И КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»
Тучина О.Р. С.126-129