Содержание №3-2014
- Подробности
-
Просмотров: 6473
ПОЛИТИЗАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ХХI ВЕКЕ: ПАРТИИ, ВЫБОРЫ, ИДЕНТИЧНОСТИ
ПОТЕНЦИАЛ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК РЕСУРСА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ (ЧТО ПОКАЗАЛИ ВЫБОРЫ В ЕВРОПАРЛАМЕНТ)
Семененко И. С. С.7–21
Ключевые слова: ЕВРОПЕЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, ВЫБОРЫ, ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ, ЕВРОСКЕПТИЦИЗМ, АНТИМЕЙНСТРИМ, ПОПУЛИЗМ, ИДЕЯ ЕДИНОЙ ЕВРОПЫ, НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ, НАРРАТИВ, ПОВСЕДНЕВНОСТЬ
Аннотация: В статье поставлена проблема оценки ресурсного потенциала европейской идентичности в продвижении европейского интеграционного проекта. Наращивание усилий по формированию общих ориентиров идентичности со стороны структур ЕС связано со стремительным ростом культурной разнородности Европы и регионального сепаратизма, с последствиями финансового кризиса и напряжением конструкций социального государства: охлаждение заметной части рядовых граждан к европейскому проекту, проявившееся в ходе состоявшихся в мае 2014 г. выборов в Европарламент, заставляет искать новые опоры за рамками испытывающих кризис легитимности институтов. Ключевые направления этих усилий – создание общего европейского метанарратива силами известных интеллектуалов, путем организации открытых дискуссий на сетевых ресурсах, продвижения научных исследований по тематике, а также культурных и образовательных проектов, формирующих пространство присутствия идеи единой Европы в повседневной жизни ее граждан. Поддержку европроекта в массовых группах определяет его реальная польза для конкретного человека, распространение общих социальных практик и возможностей участия в них, присутствие образов Европы в повседневном жизненном опыте.
Теоретико-методологические проблемы концептуализации европейской идентичности связаны с необходимостью четкого определения вкладываемых в это понятие смыслов и выявления механизмов ее формирования. Прогнозирование политических перспектив и возможных сценариев развития европейского проекта предполагает сочетание политико-институционального и социально-психологического анализа, оценку динамики вложенных и ситуативно совмещаемых идентичностей, возможностей и ограничений в конструировании идентичности.
УНИВЕРСИТЕТЫ КАК СУБЪЕКТЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Фадеева Л. А. С.22–31
Ключевые слова: УНИВЕРСИТЕТЫ, ЕВРОПЕЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, АКТОРЫ, ПУБЛИЧНЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ, ДЕБАТЫ О ЕВРОПЕ
Аннотация: В статье ставится вопрос о роли университетов в процессе конструирования европейской идентичности. Автор рассматривает институциональные рамки данного процесса, созданные Болонским соглашением и рамочными программами ЕС. Особое внимание уделяется значимости академической мобильности для европейской идентичности. В статье характеризуется деятельность европейских интеллектуалов, направленная на определение идентичностей – европейской, региональной, университетской. Автор приводит примеры как коллективных выступлений известных публичных интеллектуалов, нацеленных на осмысление европейского проекта и его судьбы, так и творческих интеллектуальных поисков отдельных личностей. По мнению автора, в совокупности они формируют европейскую общественность, имеющую серьезный шанс стать значимым актором конструирования европейской идентичности. Университеты в качестве субъектов конструирования европейской идентичности предстают скорее не в виде институций, нацеленных на формирование и развитие европейской идентичности, но как сообщества интеллектуалов и специалистов, в чьей матрице идентичности европейский компонент играет значительную роль.
В значительной мере это связано с тем, что университеты избегают декларировать свою миссию в конструировании европейской идентичности в силу неоднозначного отношения общественности, в том числе и университетской, к этому проекту. Присущие европейским университетам традиции автономии, институциональной и академической, позволяют им выступать активными участниками происходящих в Европе процессов. Но эти же обстоятельства сподвигают их к тому, чтобы держать дистанцию от Брюсселя. В то же время осмысление своей собственной идентичности университетами парадоксальным образом помогает им поддерживать представление о европейской идентичности.
ПРОБЛЕМА ЕВРОПЕИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Прохоренко И. Л. С.32–40
Ключевые слова: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ ЕС, ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, ЕВРОПЕИЗАЦИЯ, ЕВРОПЕЙСКОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО, НАЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПАРТИЙНЫЕ ЭЛИТЫ, СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
Аннотация: В статье исследуется проблема европеизации как трансформации национальных политических партий в рамках европейского интеграционного проекта. При этом основное внимание уделяется организационной адаптации этих политических партий в условиях меняющейся международной среды, которая создается в ходе европейской интеграции и в процессе формирования и усложнения политического пространства ЕС. Также анализируются последствия появления в партийном аппарате новых влиятельных акторов и перемен в структуре европейских политических партий в связи с процессами децентрализации и федерализации в государствах – членах ЕС.
В качестве теоретико-методологической основы исследования автором был предложен социологический институционализм, сочетающий в себе преимущества организационной теории и неоинституционализма. Согласно данному аналитическому подходу транснациональное пространство ЕС рассматривается как некое организационное поле. В этом случае европеизацию национальных политических партий можно интерпретировать в самом общем виде как институциональный изоморфизм в русле одноименной концепции Пола ДиМаджио и Уолтера Пауэла [DiMaggio, Powell, 1983].
ЕВРОПЕЙСКОЕ ГРАЖДАНСТВО И КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ В ЕВРОПЕ: ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ
Казаринова Д. Б. С.41–50
Ключевые слова: ЕВРОСОЮЗ, ЕВРОИНТЕГРАЦИЯ, СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, ЕВРОПЕЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, ЕВРОПЕЙСКОЕ ГРАЖДАНСТВО, КРИЗИС МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА, ИНОКУЛЬТУРНЫЕ АНКЛАВЫ, КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ, ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ДЕФИЦИТ
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы соотношения политического и культурного в современной Европе, плюрализма как доминанты ее развития и сложного процесса институционализации в условиях социальной и культурной разнородности и противоречивых внешних вызовов. Европейское гражданство предстает как многоуровневый и разновекторный конструкт, рационально выстраиваемый в рамках элитарного проекта. Это ставит проблему легитимности ЕС и эффективности его институтов в условиях демократического дефицита. В европейском дискурсе продолжается поиск оснований для непротиворечивого развития разных векторов идентичности. Методологической основой исследования послужили признание культурного плюрализма как политической детерминанты, принципы теории политической интеграции, концепции пределов демократии, разграничение понятий культурного разнообразия и разнородности.
ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ: ПРИМЕР ГЕРМАНИИ
Погорельская С. В. С.51–58
Ключевые слова: ЕВРОСОЮЗ, КРИЗИС ЕВРОЗОНЫ, ЕВРОСКЕПСИС, ПАРТИЯ «АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ ГЕРМАНИИ»
Аннотация: Автор рассматривает трансформацию национальных партийно-политических систем в контексте неразрешенной проблемы дефицита демократической легитимации Европейского Союза. Система европейских политических партий с их фракциями в Европарламенте не является партийной демократией так же, как и сам ЕП не равноценен национальным парламентам. Процессы европейской интеграции меняют институциональную среду, в которой действуют традиционные партии старых европейских демократий, ущемляя эти партии в привычных для них процедурах принятия решений, сужая пространство их внутриполитической свободы. Особенно четко данная тенденция проявилась в ходе «продвижения» европейского механизма стабильности. В результате поднимают голову антиевропейские партии, создаются новые движения. В Германии, где в прежние времена скепсис по отношению к ЕС автоматически лишал любую партию политической салонности, граждане организуются в политические инициативы или основывают новые партии. Набирает силу «Альтернатива для Германии», партия консервативных и либеральных элит, нашедших общую платформу в ходе кризиса евро. На уровне национальных правительств даже скептические по отношению к Европе партии, будучи увязаны в систему европейских межгосударственных договоров, обязаны следовать интересам европейской интеграции, а на уровне ЕП партии могут свободно артикулировать свой скепсис. Автор полагает, что в далекой перспективе такое развитие может привести к противоречию между Евросоветом и Европарламентом, от успешного взаимодействия которых зависит европейское законотворчество.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ВЫБОРОВ И ИХ ЕВРОПЕЙСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ (КАЗУС ИТАЛИИ)
Холодковский К. Г. С.59–66
Ключевые слова: ВЫБОРЫ В ЕВРОПАРЛАМЕНТ, ИТАЛИЯ, ПОПУЛИЗМ, ЛИДЕРСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ, БЕРЛУСКОНИ, ГРИЛЛО, РЕНЦИ, СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ, ЖЕСТКАЯ ЭКОНОМИЯ, СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА, ЕВРОСКЕПТИКИ
Аннотация: По мнению автора, при всей незавершенности процесса превращения европейских выборов в полноценный институт эти выборы, даже в том случае, когда их повестка дня определяется не столько европейскими, сколько национальными проблемами, все же имеют существенное значение для перспектив Европейского союза. Этот тезис доказывается на примере выборов в Европарламент, прошедших в 2014 г. в Италии. На этих выборах явно превалировала национальная повестка дня – необходимость серьезных структурных реформ. Несмотря на то что Италия – одна из крупнейших стран Европейского союза и одна из его основателей, ее экономика страдает многими слабостями, а политический механизм далеко не совершенен. Парламент и партии утратили авторитет. Это создало благоприятные условия для выдвижения харизматических лидеров с популистскими программами. Выборы, превратившиеся в состязание лидеров, показали, какие неоднозначные возможности таит в себе усиление популистских тенденций, наблюдающееся в ряде стран Евросоюза. Кроме того, результаты выборов укрепили наблюдающуюся в европейских странах тенденцию к оспариванию проводимой доминирующими силами Евросоюза жесткой трактовки курса на бюджетную экономию, выдвижению требований обеспечения экономического роста и борьбы с безработицей.
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ И ПОСТИЖЕНИЕ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ПОНИМАНИЯ
Знаков В. В. С.67–82
Ключевые слова: ПОНИМАНИЕ, ПОСТИЖЕНИЕ, ЗНАНИЕ, ОПЫТ, НЕПОСТИЖИМОЕ, ТАЙНА
Аннотация: В статье дан методологический анализ трех тенденций развития психологического познания в последние три десятилетия. Во-первых, анализируются психологические исследования обработки информации в человеческом мышлении, основанной иногда на интуитивном опыте, иногда на логически обоснованном знании. Показано, что согласно теориям двойственности процессов рассуждений (dual-process theories of human thinking), у человека есть две отличные, но взаимодействующие системы для обработки информации. Одна система ориентирована на эвристики, приводящие к интуитивным ответам, а другая основана на аналитической обработке. Их описания соответствуют представлениям психологов о когнитивно-опытной теории личности (CEST) С. Эпштейна и двух познавательных стилях – рациональном и интуитивном. Такие научные представления неразрывно связаны с существованием целостного континуума способов понимания мира: от парадигматического к нарративному и затем к тезаурусному. Во-вторых, доказывается, что современный человек живет в многомерном мире, состоящем из эмпирической, социокультурной и экзистенциальной реальностей. События и ситуации в этих реальностях понимаются людьми по типам понимания-знания, понимания-интерпретации и понимания-постижения. В-третьих, обосновывается, что экзистенциальную реальность субъект не познает, а постигает. Соответственно экзистенциальный опыт субъекта закономерно включает не только бессознательные знания и переживания, но и непостижимое и таинственное. Обосновано, что непостижимость реальности – это один из атрибутов бытия. Непостижимость не означает принципиаль-ной невозможности понимания. Постижение представляет собой такой тип понимания, который направлен на явления и объекты мира, требующие для своего понимания незау¬рядных усилий. Постижение – это такое схватывание целого, части которого субъект по тем или иным причинам не может познать и детально описать. Проанализирована тайна как научный психологический, а не мистический и фантастический феномен. Определение тайны дано на основе психологии мышления, в которой различаются проблемная ситуация и задача.
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, ЕВРОПЕИЗАЦИЯ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИМЕР ИТАЛИИ
Де Мартино М. С.83–95
Ключевые слова: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, ЕВРОПЕИЗАЦИЯ, ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ИТАЛИЯ, ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: Глобализация, интернационализация и европеизация играют решающую роль в текущем процессе трансформации систем высшего образования во всем мире. Система высшего образования в Италии не стала исключением в этом глубоком процессе трансформации за последние несколько лет, она сильно изменилась с тем, чтобы успешно соответствовать упомянутым вызовам.
В статье предпринята попытка проанализировать международный аспект итальянской системы высшего образования, изучить трансформации, которые произошли с ней в процессе глобализации и европеизации, а также исследовать стратегию, которую использовало правительство Италии в университетах для того, чтобы решать новые внешние вызовы.
Первая часть статьи посвящена теоретическому анализу литературы, связанной с понятиями глобализации, интернационализации и европеизации. Во второй части статьи анализируется международный аспект итальянской системы высшего образования со ссылками на теоретические модели, разработанные в первой части.
Этот анализ показывает, что система высшего образования в Италии следует глобальным тенденциям в процессе интернационализации, но некоторые критические аспекты все еще сохраняются.
ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЭТНИЧЕСКАЯ И КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБОСТРЕНИЯ ПРОБЛЕМ КУЛЬТУРНОЙ И КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РЕГИОНА
Дрягалов В. С., Топчиев М. С. С.96–112
Ключевые слова: КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Аннотация: В статье анализируется влияние изменения баланса этнической и конфессиональной идентичностей молодежи на систему культурной и конфессиональной безопасности поликультурного региона. Под конфессиональной безопасностью авторами понимается не столько система сохранения контентного содержания любой конфессии и ее культовой оболочки, что является прерогативой скорее религиозной безопасности, сколько предотвращение конфликтов на конфессиональной почве. Делается вывод, что к базовым составляющим механизма сохранения культурной и конфессиональной безопасности следует отнести грамотное формирование этнической и конфессиональной идентичности в молодежной среде. На основе данных социологических исследований, проведённых в 2010–2013 гг., прослеживается динамика изменения этнических и конфессиональных маркеров системы культурной и конфессиональной безопасности в многонациональной среде студенческой молодёжи. Опрос проводился на базе Астраханского государственного университета, поскольку данное учебное заведение представляет собой актуальную площадку для изучения уровня толерантности, культурной безопасности и того, насколько комфортно, «безопасно» себя ощущают сами астраханцы в такой поликультурной и поликонфессиональной среде. Это объясняется тем, что помимо представителей региональных этнических групп, количество обучающихся, приезжающих в университет из стран ближнего и дальнего зарубежья, с каждым годом увеличивается. Из-за этого процесс естественного вхождения в среду Других заставляет большинство студентов определённым образом формулировать свои отношения к представителям других этносов. Динамика проведенных исследований показала, что в студенческой среде в течение трех лет значительно вырос уровень интолерантности. Достаточно высок индекс тревожности, что свидетельствует о проблемах в устойчивости системы культурной и конфессиональной безопасности. Это обусловливает желание львиной доли студентов уехать из региона после получения образования.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КУРСАНТОВ УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
Верстова М. В., Верстов В. В. С.113–126
Ключевые слова: ЭТНОС, ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ, СОЦИАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ЦЕННОСТИ, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
Аннотация: В статье изложены результаты исследования курсантов университета МВД России. Гипотезой исследования послужило предположение о наличии различий в этнической толерантности, ценностных и культурно-ценностных ориентациях среди представителей славянских этносов и национальностей Северного Кавказа. Было выявлено, что показатели толерантности курсантов национальностей Северного Кавказа по всем субшкалам «Индекса толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой выражены в большей степени по сравнению с курсантами славянских этносов, особенно это касается показателей этнической толерантности, толерантности как черты личности, общей толерантности. Для определения тенденций формирования и становления культуры испытуемых применялся Тест культурно-ценностных ориентаций. Установлено, что этнические менталитеты курсантов славянских этносов и курсантов Северного Кавказа имеют отличия, но обе культуры преимущественно относятся к традиционным по классификации Ф. Клакхон и Ф. Стродбека, человек рассматривается как существо, зависимое от ближайшего со¬циального окружения. Исследование терминальных и инструментальных ценностей по методике М. Рокича показало неоднозначные результаты. В аспекте терминальных ценностей профили групп оказались достаточно близкими (r = 0,810956 при p <0,05). В аспекте инструментальных ценностей выявлена отрицательная значимая корреляция между ценностными профилями групп (r = –0,1063 при p <0,05). Это может приводить к тому, что курсанты, имея одинаковые жизненные ценности, предпочитают противоположные ценности-средства для достижения своих целей.
Полученные результаты подтверждают необходимость формирования и укрепления этнической толерантности курсантов славянских этносов и представителей национальностей Северного Кавказа в условиях профессионализации в учебном заведении.