Содержание №2-2016
- Подробности
-
Просмотров: 4602
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ ЛИЧНОСТИ В РУСЛЕ СУБЪЕКТНО-БЫТИЙНОГО ПОДХОДА
Петросьян С.Н. С.6-25
Аннотация: Статья посвящена анализу перспектив исследования жизненного сценария личности в русле субъектно-бытийного подхода. Задачами статьи является: рассмотрение категорий личности и ее бытия как предметного поля исследования, анализ исследований проблемы жизненного сценария личности на современном этапе, рассмотрение сценарного поведения личности как возможности отыгрывания поведенческих моделей, формирующихся в результате проживания возрастных кризисов развития, обоснование введения категории «внутриличностное диспозиционное образование» как категории, позволяющей объяснить закономерности возникновения определенной позиции в отношениях, которая может закрепляться как характерологический признак и в дальнейшем служить основой сценарного поведения личности.
Сформулированы принципы реализации жизненного сценария: жизненный сценарий формируется в детстве, связан с проживанием стрессовой ситуации и с воспроизведением когда-то сформированного поведенческого паттерна, может не совпадать с волевым намерением человека. Обосновано, что в детском возрасте эмоциональные реакции наглядны и легко читаемы, но у взрослого человека, развит контроль над эмоциональными проявлениями, эмоции, которые управляют поведением, часто прямо не выражаются, т. е. нередко самим человеком не распознаются в силу феномена повторяющегося поведения, а именно рефлекторной природы отыгрывания эмоционально-поведенческой модели. Однако сила осознания взрослого человека способна получить контроль над бессознательными импульсами и преодолеть рефлекторное разрушительное поведение при ясном видении причин и источников такого поведения. Взрослый человек, понимающий причины неадекватного развития ситуации, способен ставить истинные цели и выходить из плена сценарного поведения.
Сделан вывод о том, что рассмотрение в качестве предметной области психологии категориальной целостности «личность и её бытие» (З. И. Рябикина) создает возможность принципиально нового подхода к изучению проблемы формирования и реализации жизненного сценария личности как глобального пространства ее бытийности.
Ключевые слова: личность, личностная бытийность, жизненный сценарий, сценарное поведение, позиция в отношениях, внутриличностное диспозиционное образование, пространство личностной бытийности.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВИДОВ САМООЦЕНКИ И УРОВНЕЙ ПРАВОВОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Фролов А.А. С.26-40
Аннотация: В статье исследуется взаимосвязь видов самооценки и уровней правового самосознания личности. Теоретический анализ исследований самооценки позволяет рассматривать ее не только в качестве части Я-концепции, самосознания и центрального личностного образования, но и в качестве значимого компонента правового самосознания. Вид самооценки определяется посредством интегрирования характеристик по уровню и степени адекватности. Личностный субъективный уровень правового самосознания отдельных респондентов выступил в качестве обобщенной характеристики соответствующего уровня правосознания отдельной группы. Выборку составили сотрудники правоохранительных органов как особая категория населения, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с правоприменительной сферой, экстремальностью, а также высокими физическими и интеллектуальными нагрузками. Репрезентативность обеспечена достаточными половозрастными и профессиональными (опыт, стаж) характеристиками респондентов. Эмпирическая часть исследования содержит данные диагностики самооценки, правового самосознания, индивидуально личностных и поведенческих особенностей обследуемых сотрудников. Достоверность полученных результатов обеспечена методами математико-статистического анализа. Выделена четкая зависимость между определенными видами самооценки и уровнями правового самосознания — чем выше вид самооценки, тем выше уровень правового самосознания, за исключением неадекватно завышенной и заниженной видов самооценки. Выявленные сочетания позволили выделить отличительные поведенческие особенности, а также формирующие их внутриличностные детерминанты. Полученные результаты позволяют не только прогнозировать успешность исполнения служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел, но и способствовать развитию их морально-нравственных качеств, в целом повышая эффективность психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов.
Ключевые слова: самооценка, самосознание, правовое самосознание, личность, морально-нравственные качества, нарушения дисциплины и законности.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ПРИЕМНОЙ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ ЕГО ВОСПИТАНИЯ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
Щербина С.М. С.41-54
Аннотация: Отношение приемной матери к ребенку рассматривается как взаимосвязь деятельности по воспитанию приемного ребенка и доминирующих особенностей личности приемной матери (системы личностных качеств), которое рождается и проявляется в деятельности. Выделены мотивационный, эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты отношения приёмной матери к ребёнку. Цель статьи: выявление особенностей отношения приемной матери к ребенку, определяющие успешность семейного воспитания. Выборку составили приемные матери (94 женщины) в возрасте от 30 до50 лет, из них приемные матери с успешным опытом воспитания детей — 58 чел., приемные матери с неуспешным опытом воспитания детей — 36 чел. Использовались метод экспертных оценок, авторская анкета «Портрет приемной матери», авторский опросник «Мотивация к созданию приемной семьи», методика диагностики типологий психологической защиты Плутчик-Келлерман, методика PARI Е. Шеффера и Р. Белла, методика УСК, методика выявления индивидуальных копинг-стратегий (Э. Хаим).
Результаты эмпирического исследования показали, что успешные приёмные матери обладают более высокой по сравнению с неуспешными матерями материальной мотивацией к созданию приемной семьи, у них более выражен защитный механизм интеллектуализации и оптимальный эмоциональный контакт с ребёнком (в аспекте вербализации), при самооценивании относительно образа хорошей приемной матери они демонстрируют более высокие показатели воспитания, наказания, ответственности, личностного роста, у них более высокие показатели общей интернальности, интернальности в области неудач и в производственных отношениях; они гораздо чаще используют продуктивные копинг-стратегии: проблемный анализ, оптимизм, сотрудничество. Полученные результаты могут использоваться при подготовке женщин к созданию приёмной семьи.
Ключевые слова: образ Я приемной матери, успешный опыт воспитания, мотивация, самооценка, локус-контроль, механизмы психологических защит, копинг-стратегии.
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КИБЕРМОББИНГА НА СУИЦИДАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Чепелева Л.М., Дружинина Э.Л. С.55-69
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению информационной безопасности в средствах массовой коммуникации как важного аспекта профилактики и предупреждения суицидальной активности в подростковой среде. Под информационной безопасностью понимается защищенность от негативных психологических воздействий и угроз неискушенной аудитории детей и подростков, воспринимающих всевозможные и разнородные сведения из ресурсов масс-медиа. В статье анализируются такие вопросы, как влияние получаемой информации на несовершеннолетних в результате просмотров телепередач и фильмов со сценами насилия; рассматриваются нарушения психоэмоционального и психосоматического состояния у подростков — участников деструктивного онлайн общения; анализируется происхождение парадоксального отношения к суициду у юных посетителей «суицидальных сообществ» и возникновение нетипичных причин суицидальной активности среди молодежи. Ключевой задачей является исследование кибермоббинга и его влияния на психоэмоциональное состояние подростков.
Кибермоббинг осуществляется в информационном пространстве через информационно-коммуникационные каналы и средства. Изначально категорию «моббинг» ввел в научный оборот Ханц Лейман в 1980 г. (Алтухова, 1998). Понятие «моббинг» или «буллинг» несет в себе такие смыслы, как психологическое насилие в коллективе, причинение неудобства, постоянное преследование. Под кибермоббингом подразумевается вовлечение подростка в дружеские отношения в социальных сетях с целью психологического давления и насилия. Эффект «псевдодружбы» длится достаточно долго и имеет такую разрушительную силу, что у жертвы появляются мысли о самоубийстве. Предполагается, что нынешняя информационная политика СМИ является одним из существенных факторов, наносящим вред психическому и духовно-нравственному развитию ребенка. В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление доминирующих личностных особенностей с целью дальнейшего прогноза суицидального риска у современных подростков. На выборке (n = 755) подростков 13– 17 лет, проведено измерение психологических характеристик с помощью тестирования опросниками MMPI, ПДО А. Е. Личко, 16PF Р. Кэттелла. Установлено, что у внушительной части обследованных подростков преобладают такие черты, как эгоцентризм, высокое самомнение, отчужденность, тревожность, нервно-психическая неустойчивость, ригидность, социальная пассивность. В наибольшей степени у подростков встречается негативный эмоциональный фон, затем стремление к удовольствиям, нетерпимость к ущемлению своих интересов, избегание трудностей и ответственности и незначительная часть обследуемых подростков имеет позитивный эмоциональный фон. Кластерный и факторный анализ позволили выделить респондентов с различным уровнем суицидальной активности. Результаты обследования личностных качеств подростков группы суицидального риска указывают на превалирование акцентуаций эпилептоидного и шизоидного типов (злобно-тоскливая окраска настроения, раздражительность, вязкость, инертность, оторванность от внешнего реального мира). В целом наблюдается картина трансформации позитивных представлений и потребностей у современных подростков в сторону пустоты и тлетворности. Снижение нервно-психической устойчивости и смещение духовных ценностей в информационно-деструктивное пространство. Сделан вывод о возможности повышения уровня профилактики суицидального поведения среди подрастающего поколения на основе контроля и цензуры получаемой информации в социальных сетях и активного преодоления кибермоббинга.
Ключевые слова: подростки, суицидальная склонность, СМИ, информационная безопасность, интернет-ресурсы, виртуальное мышление, кибермоббинг, цензура и контроль информации родителями.
ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИКИ
ГЕНДЕРНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛИТИКИ: ИЗМЕНЕНИЕ МИРОВОЙ КОНФИГУРАЦИИ
Овчарова О.Г. С.70-81
Аннотация: Исследуется феномен гендерной асимметрии политики в мировом масштабе. Определяется методологическое значение различных смыслов дефиниции «гендерная асимметрия»: асимметрия как неравномерное количество мужчин и женщин в сфере принятия политических решений; асимметрия как разница институциональных возможностей, способствующих продвижению мужчин и женщин в политику; асимметрия как неравная оценка значения итогов политической деятельности мужчин и женщин, основанная на традициях. Доказывается, что резкое увеличение количества женщин в парламентах ряда стран мира, обусловленное реализацией мер позитивной дискриминации, не является однозначным свидетельством реального влияния женщин на политические процессы и повышением уровня демократизации в стране. Вместе с тем показывается (на основе результатов мировых рейтингов — IPU, GGG, GII), что количественные показатели гендерной асимметрии политики влияют на политическую оценку страны, не всегда объективную.
Ключевые слова: гендерная асимметрия политики, политическое представительство женщин в парламентах стран мира, традиционные гендерные нормы.
ТЕМАТИЗАЦИЯ ПАМЯТИ О «ЖЕНЩИНЕ НА ВОЙНЕ» В СОВРЕМЕННЫХ ДЕКОНСТРУКЦИЯХ СОБЫТИЙ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Завершинская Н.А. С.82-98
Аннотация: В статье рассматривается феномен женской военной памяти в контексте современных воспоминаний о Второй мировой войне и российской мемориальной культуры Великой Отечественной войны. Изучение способов трансляции памяти о женщине на войне осуществляется автором на основе конструктивистской методологии.
Включение женщин в официальную мемориальную культуру войны имело свои особенности в различные периоды истории советского общества. Заметная интенсификация интереса к военной истории и теме женщины на войне произошла в брежневскую эпоху.
В постсоветское время женская военная память все сильнее предъявляет свои требования к правдивости отечественной мемориальной культуры войны, поскольку сегодня открыты ранее закрытые архивные документы, опубликованы многочисленные мемуары, вынесены на суд публики ранее запретные темы, давшие импульс серьезным научным исследованиям и т. д.
Коллективная официальная военная память оказалась во многом созвучна женским военным воспоминаниям. Объясняя данный феномен, отечественные исследователи справедливо отмечают, что некорректно усматривать в этом только результат стратегий запугивания и манипулирования со стороны власти.
Поскольку война — серьезное испытание для человечности, постольку женские воспоминания связаны и с травматичным опытом. Однако некорректно женскую «военную историю» сводить только к одному травматичному опыту. Поскольку женская память сопротивляется тяжелым воспоминаниям как из-за тяжести переживаний, так и из-за возможности их унизительной оценки, постольку «извлечение» женской памяти о войне из «вынужденной немоты» — задача сложная и деликатная, которую еще предстоит в полном объеме решить будущему поколению исследователей.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, советское прошлое, женская военная память, коммеморация, мемориальная культура, деконструкция, демифологизация, идентичность, травматичный опыт, сексуальное насилие.
СИМВОЛ РОДИНЫ-МАТЕРИ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Рябов О.В., Рябова Т.Б. С.99-114
Аннотация: В статье анализируется роль символа Родины-матери в формировании российской гражданской идентичности. Авторы рассматривают конструирование российской гражданской идентичности в качестве процесса проведения символических границ между «своими» и «чужими». Символ Родины-матери активно используется в идентификационных процессах. Его эффективность в качестве символического пограничника определяется как использованием метафор родства, так и опорой на историческую традицию, придающую исследуемому символу дополнительную легитимность.
Сегодня использование символа направлено, в первую очередь, на легитимацию российскости. Он укрепляет внешние символические границы, умножая сумму различий между «своими» и «чужими», прежде всего, в процессе противопоставления России Западу; авторы обращают особое внимание на роль исследуемого символа в укрепление современного российского антиамериканизма. Это относится как к идентификации себя с этим символом, так и к способам проведения символических границ с «чужими». Важным элементом национальной идентичности является не только сам материнский образ России, но и специфика отношения к стране как к матери. Кроме того, материнский символ, апеллируя к образу родства всех этносов Российской Федерации, используется в ослаблении внутренних символических границ, укреплении межэтнического единства и формировании российской политической нации. Авторы подчеркивают, что это позволяет рассматривать материнский символ страны в качестве символического ресурса формирования российской гражданской идентичности. Вместе с тем в статье обращается внимание на необходимость учитывать и его возможный дезинтегрирующий эффект: актуализируя семейную метафору, «Родина-мать» апеллирует к образу кровного родства как основе нации, что способствует актуализации идей этнического национализма.
Ключевые слова: Родина-мать, антиамериканизм, российская гражданская идентичность, символические границы, межэтнические отношения.
ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА
ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ И ЦЕЛИ ОКСИТАНСКОЙ ПОЛИТИКИ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ЮГЕ ФРАНЦИИ
Башмаков И.С. С.115-127
Аннотация: В статье анализируется политика идентичности в Окситании, исторической области на юге Франции. Автор делает вывод о том, что окситанская политика идентичности имеет ряд активных субъектов, от региональных политических партий и движений до представителей СМИ, гражданского общества, научно-исследовательских и образовательных организаций, а также бизнес-структур. В публикации прослеживаются основные цели данных субъектов, к которым можно отнести развитие и изучение культуры и истории Окситании, распространение и популяризацию окситанского языка вплоть до предоставления ему официального статуса в качестве регионального во Франции. Ряд достаточно известных политических партий и движений на юге Франции используют окситанскую идеологию и выступают за предоставление большей автономии регионам в том числе в сфере экономики, образования и культуры. Также имеются движения и партии, выступающие за полную независимость Окситании, но они имеют мало сторонников и остаются непопулярными. Средства массовой информации, представители гражданского общества, краеведческие ассоциации на данный момент также играют большую роль в продвижении окситанской идентичности и распространении окситанской культуры и традиций. Данные институты общества через поддержку местной и региональной культуры и языка, изучение истории и традиций способствуют формированию и усилению окситанской идентичности. Существование запроса на развитие местной и региональной культурной идентичности среди жителей юга Франции также способствует развитию коммерческого сектора, ориентирующегося на окситанское своеобразие и использующего в своей деятельности окситанский язык и символы. В целом деятельность субъектов окситанской политики идентичности формирует особое региональное самосознание и культуру, способствует регионализации политической жизни Франции.
Ключевые слова: политика идентичности, региональное самосознание, Окситания, окситанизм.
РЕЦЕНЗИИ
СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
Дёмин А.Н. С.128-131
Рецензия на книгу: Толочек В. А. Психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2016. 480 с.