Содержание №2-2014
- Подробности
-
Просмотров: 6348
СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ МАССОВОМ СОЗНАНИИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Селезнева А.В. C.6-18
Ключевые слова: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ, МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ, АНОМИЯ
Аннотация: В настоящее время проблема ценностного содержания политической реальности является актуальной и обсуждаемой в научном сообществе. Теоретические и эмпирические исследования ценностей, в том числе и политических, в ХХ в. осуществлялись на стыке философии, социологии, психологии и политологии. В научной литературе можно встретить более сотни определений понятия «ценность», которые анализируют разные аспекты данной проблемы.
Рассматривая политические ценности в рамках политико-психологического подхода, мы определяем их как политические убеждения и цели индивидуума или общества, отражающие в их сознании устойчивую положительную значимость тех или иных смыслов, принципов и явлений и служащие ориентирами в мире политики.
Изучению данной проблемы посвящен научно-исследовательский проект «Политические ценности и их восприятие российскими гражданами», который осуществляется на кафедре социологии и психологии политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова. В статье представлены некоторые результаты первого этапа этого исследования.
Наши данные лишь отражают сегодняшнее ценностное состояние массового сознания, формируют вектор дальнейшего более глубокого психологического изучения содержания политических ценностей разных социальных групп и определяют основания для выявления условий и трендов их дальнейшей трансформации.
Мы можем заключить, что в современном российском обществе существует единая система политических ценностей. Для россиян сегодня наиболее значимы «ценности безопасности» как часть материалистических ценностей (в терминологии Р. Инглхарта). Потребность в безопасности (личной, экономической, политической) характерна для всех групп российского общества вне зависимости от возраста или позиции в идеологическом спектре.
Ценностное состояние российского общества можно все же характеризовать термином «аномия», рассматривая его как ценностную рассогласованность между разными уровнями существования политических ценностей: уровнем производителей ценностей и смыслов (политическими партиями, элитой в целом) и уровнем потребителей ценностно-идеологических продуктов (рядовыми гражданами).
СТИЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ВОЛОНТЕРОВ: КЕЙС САМАРЫ
Гостева А.Б., Богомолова Е.В. C.19-39
Ключевые слова: ВОЛОНТЕРСТВО, ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО, ТИПЫ ВОЛОНТЕРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, СТИЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ, МОТИВЫ
Аннотация: Волонтерство, являясь широко распространенным явлением, не может быть однородным и состоит из направлений, имеющих свою специфику. Цель статьи – проверить предположение о делении волонтерских организаций на два типа – формальный и неформальный, – которые различаются по особенностям организационного поведения и мотивам участников. Это может быть полезным для применения дифференцированного подхода к управлению волонтерскими организациями разных типов. Также сами волонтеры смогут иметь представление о том, в проектах какой организации следует участвовать, чтобы достигнуть желаемых целей. Для статьи из 50 интервью, собранных в рамках межрегионального проекта, было отобрано пять наиболее информативных личных полуструктурированных интервью с представителями волонтерских организаций (активисты и лидеры) Самарской области, собранных в рамках проекта. Исследование проводилось в соответствии с принципами Обоснованной теории, с применением открытого, фокусированного и осевого кодирования. Мы выяснили, что изначально предположенное нами деление волонтерских течений на два организационных типа, четко различающихся по мотивам не отражает действительность достаточно точно. Мы выделили четыре вида добровольческих организаций, различающихся по организационным особенностям: стихийные волонтерские движения, общественные организации, корпоративное волонтерство и ор-ганизуемое государством добровольчество. Подробно проанализированы были последние три типа, и по итогам анализа стало ясно, что нет четкого разделения между течениями по мотивации волонтеров, однако организации различного типа преследуют разные цели (демонстрация социальной ориентированности населению; решение социальных проблем), используют неодинаковые способы привлечения волонтеров и организации их работы (экономическая и внеэкономическая логика).
ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА
КОНСТРУКТИВНЫЕ И ДЕСТРУКТИВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В ONLINE-ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: «ФЕЙЛЫ», «КЕЙСЫ», «МЕХАНИКИ»
Гнедаш А.А., Рябченко Н.А. С.40-54
Ключевые слова: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ, ONLINE-ПРОСТРАНСТВО, ИНТЕРНЕТ, ONLINE-СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ, ФЕЙЛЫ, СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА, ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ, ЛИДЕРЫ МНЕНИЙ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНДЕНСАТ, «ТРОЛЛИНГ»
Аннотация: В данной статье рассматриваются конструктивные и деструктивные практики, возникающие в online-пространстве современной России. Использование различных online-технологий активизирует развитие инновационных форм политической деятельности и взаимодействия гражданского общества, власти, политических институтов, таким образом, online-пространство становится не просто инструментом, а площадкой осуществления социально-политических практик. Платформой для таких практик служат online-сетевые сообщества, анализ которых позволяет определить типы пользователей в online-пространстве, таких как «лидер мнения», «сенсор», «реализатор», «читатель», «репутационный игрок». Детальный анализ кейса «Блогер против мусора» описывает особенности каждого типа пользователей и связи между ними. В online-пространстве как поле социально-политических практик неизбежно появляются механизмы формирования конструктивных и деструктивных социально-политических практик, к таким механизмам относят «фейлы» и «механики обратной связи». В качестве примера «фейла» в статье рассмотрен кейс «Сильная власть», связанный с российским политиком Борисом Немцовым. Типологизация механик обратной связи включает систему комментариев в online-социальных сетях и блогах, форумы, гостевые книги, системы голосования и обратную связь в виде технологии краудсорсинга. Механика обратной связи, основанная на технологии краудсорсинга, представляет собой в общем виде организацию платформы в online-пространстве в форме online-копилки идей и мнений на определенную тему, которая задается инициатором этого вида механики обратной связи. Анализ подобных механизмов позволяет разработать мероприятия по пресечению деструктивных практик и повышению коэффициента результативности конструктивных практик не только online, но и offline.
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ИНСТИТУТОВ ГЕНДЕРНОЙ ВЛАСТИ ЭГАЛИТАРНОГО ТИПА В ПОЛЬШЕ: УРОКИ ДЛЯ РОССИИ
Базуева Е.В. С.55-72
Ключевые слова: ИНСТИТУТЫ ГЕНДЕРНОЙ ВЛАСТИ, ЭГАЛИТАРНЫЕ НОРМЫ, ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУТОВ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, КАЧЕСТВО, ИЕРАРХИЯ
Аннотация: В статье инструментарий институциональной теории применен к анализу необходимости оптимизации действующей в современной экономике России системы институтов гендерной власти. Согласно ее постулатам одним из этапов проектирования новой системы институтов является анализ опыта становления аналогичной системы институтов в странах с близкими экономическими условиями. В этой связи внимание сосредоточено на изучении опыта создания системы институтов гендерной власти эгалитарного типа в Польше. В качестве основного фактора институциональных изменений выделено влияние Европейского cоюза (внешней среды), которое носит двусторонний характер: целенаправленное воздействие, предполагающее выполнение при финансовой поддержке ЕС взятых страной международных обязательств в области гендерного равенства; непреднамеренные воздействия – так называемый синергетический эффект от создания единого европейского пространства. Установлено, что указанные воздействия обусловливают необходимость перманентного совершенствования системы институтов гендерной власти в Польше (ее внутренней среды) в следующих направлениях: 1) усиление координирующей функции специализированных институтов по гендерному равенству; 2) выстраивание вертикали в системе институтов по нивелированию гендерной власти на региональном и местном уровнях власти; 3) интеграция гендерного подхода в деятельность других министерств и ведомств; 4) создание системы принуждения к исполнению норм эгалитарного поведения на рынке труда. К основным недостаткам функционирования данной системы институтов относим: некогерентность целей между верхними и нижними уровнями иерархии, наличие только прямых связей между институтами, институциональный вакуум в части создания механизмов внедрения заимствованных европейских институтов, неадекватность системы санкций целям институтов, санкционированность поведения агентов, прежде всего на рабочих местах. Сделан вывод, что выявленные дисфункции необходимо учитывать в дальнейшей модернизации системы институтов гендерной власти в России. Это позволит существенно сократить затраты и значительно повысить уровень адаптивности трансплантируемых институтов.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
АСПЕКТЫ ПРИВАТНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ РОДИТЕЛЕЙ С ПОДРОСТКАМИ
Бондарева О.В., Ктениду М.Д., Хозяинова Т.К. С.73-86
Ключевые слова: ПРИВАТНОСТЬ, СУВЕРЕННОСТЬ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ, ТИП РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ, ДЕПРИВАЦИЯ
Аннотация: В статье изложены результаты эмпирического изучения некоторых аспектов приватности, которые характеризуют отношения в семье с ребенком подросткового возраста. Использовались опросник «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартовой-Бочавер, опросник определения типа родительского отношения Г. Тситсас, Е. Маридаки-Касотаки, Е. Андонопулу для родителей и модификация этого опросника для оценки детьми отношения родителей к ним. В исследовании приняла участие51 полная семья (26 мальчиков, 25 девочек в возрасте от 12 до 14 лет и их родители в возрасте от 32 до 45 лет). Изучены типы отношения родителей к подросткам в зависимости от уровня приватности матери и отца в их собственном детстве и связи уровня приватности подростков с отношением к ним родителей.
Установлено, что при высоких показателях собственной приватности родители проявляют демократическое отношение к детям. При опыте депривированности приватности родители склонны проявлять авторитарный и гиперопекающий типы родительского отношения. Выявлено, что демократический или заботливый тип отношения родителей поддерживает приватность подростков. Депривированность приватности подростков связана с гиперопекающим, попустительским и авторитарным типами родительского отношения. Представлен анализ этих связей в зависимости от пола ребенка и родителей.
СУБЪЕКТНЫЕ ФАКТОРЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Сергиенко Е.А. С.87-103
Ключевые слова: САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, МОЛОДЫЕ ЛЮДИ, СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА, СТАБИЛЬНОСТЬ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА, ВКЛЮЧЕННОСТЬ В МИР, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
Аннотация: В статье рассматривается проблема самоопределения молодежи и анализируются пути ее изучения. Предлагается на основе системно-субъектного подхода обратиться к анализу субъективного восприятия мира и себя в нем в соотношении с психологическим благополучием. Новизна подхода определяется обращением к субъективному миру молодого человека, рассмотрением личностных и субъектных функций процесса самоопределения, анализом внутреннего мира молодежи именно в период самоопределения (выбора дальнейшего жизненного пути и профессии после завершения образования). Приводится экспериментальный опыт такого анализа. Опрошены 235 жителей Москвы и Московской области, находящиеся в процессе самоопределения в профессиональной и личной жизни. Возраст участников исследования 21–30 лет. Использовались следующие методики: анкета, направленная на изучение социально-экономического статуса респондентов; шкала психологического благополучия (ШПБ) К. Риф в модификации Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко; авторская проективная методика «Отношение к миру», направленная на изучение внутренней картины мира субъекта (Г.Н. Эйдельман); Личностный дифференциал, разработанный на основе Семантического дифференциала (Е.Ф. Бажин, Л.М. Эткинд); методика «Молодой возраст» (авторская модификация Г.Н. Эйдельман), построенная на основе метода «Незаконченных предложений», разработанного Д.М. Саксом. Установлено, что на этапе самоопределения в жизни 62,5% молодежи находится в состоянии полной или частичной неудовлетворенности жизнью. Показано, что субъективное восприятие мира и себя в нем тесно взаимосвязано с психологическим благополучием молодых людей 20–30 лет, нарастание психологического неблагополучия сопряжено с ростом пессимистичного взгляда на мир и отторжении себя от мира по мере нарастания неудовлетворенности своей жизнью. Степень психологического благополучия (полное, частичное, низкое) связана со специфическим паттерном субъективного восприятия мира.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛИЗАЦИИ БЫТИЯ
Богомолова Е.И. С.104-120
Ключевые слова: ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИДЕНТИЧНОСТИ, БЫТИЕ, СО-БЫТИЕ, ОБЩЕНИЕ, ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ, АНОНИМНОСТЬ
Аннотация: В статье представлены результаты анализа западных и отечественных исследований, рассматривающих с различных теоретических позиций проблемы усиливающегося влияния виртуализации общества на личность и ее бытие.
Авторы едины в оценке значимости для личности усиливающейся интегрированности в среду каждодневных социальных интеракций виртуальных социальных сетей. Но в том, как именно исследователи рассматривают и оценивают проблему личностной идентичности в условиях виртуализации бытия, сохраняются различия.
Один из самых обсуждаемых аспектов виртуальной реальности – направленность личности на сохранение анонимности. В результате проведенного анализа позиций исследователей были выделены два наиболее распространенных взгляда на анонимность в виртуальном бытии и проблему достоверности личности в сети. Одни авторы фиксируют феномен деиндивидуализации и ориентацию личности на идеализированное, утрированное самопредъявление, другие убеждены в том, что анонимность обогащает способы самопрезентации человека через приобщение чужого образа, попытку трансляции собственного Я в Другого и поиска отражения себя в Другом.
С появлением социальных сетей тенденция в области анонимности изменилась и выражается в движении от экспериментирования с идентичностью к «стабилизации идентичности» в сети. Обсуждаемой проблемой является полиидентичность личности. В равной степени распространены мнения о естественности состояния множественной идентичности современного человека, включенного одновременно в несколько процессов взаимодействия с Другими, и об опасности увлеченности личности созданием множественных цифровых идентификаций и, как следствие, ее «выпадение» из реального бытия.
Выявленная в исследовании западных ученых ориентированность пользователей социальных сетей на трансляцию своего истинного Я в виртуальном пространстве свидетельствует о тенденции пользователей открыто заявлять о себе. Данные проведенного нами исследования, обнаруживают сложную дифференциацию, связанную с неоднозначностью позиции, занимаемой пользователями социальных сетей – субъектной или асубъектной. Первая выражается в трансляции личностью своей истинной идентичности в реальном и виртуальном бытии, вторая – в стремлении избегания реальных контактов, уходе в виртуальное пространство, формировании ложной идентичности.
КАФЕДРА
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ковалева Н.В., Жуан-Ламберт Э. С.121-136
Ключевые слова: СУБЪЕКТНОСТЬ, СУБЪЕКТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРОЕКТЕ, КОМПЕТЕНЦИИ, МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОГО ПЛАНА, КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД, ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РОЛЕЙ, МНОГОУРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Аннотация: В статье рассматривается актуальность субъектности и конкурентоспособности личности. В современном образовании преподаватель самостоятельно формирует содержание учебных дисциплин, разрабатывает формы образовательной деятельности и т.д. На примере реализации проекта Темпус IV «Образовательная программа бакалавриата по направлению “Социальная работа”» сделан анализ совместной деятельности российских и европейских партнеров. В проекте обсуждался опыт европейских коллег, связанный с Болонскими соглашениями, проводилась творческая работа по конструированию учебного плана (созданию модуля или элемента учебного плана и т.д.), утверждались учебно-методические комплексы дисциплин. Методами разработки плана стали коллективные дискуссии, работа творческих групп, моделирование, интерактивные семинары. Участники проекта научились конструировать модульную структуру учебного плана и разрабатывать систему ECTS (кредитов); составлять учебный план с ориентацией на профессиональные компетенции и т.д.
В статье отражены основные характеристики переходного периода, функциональные роли и типология преподавателей на этапе реформирования. Установлено, что преподаватели – участники проекта занимают открытую к инновациям позицию, имеют высокие результаты в рейтинге преподавателей. Сделан вывод, что сформировать субъектные качества личности студента могут только преподаватели, имеющие опыт подобной субъектной образовательной деятельности. Такой уровень профессиональной подготовки преподаватели и студенты могут освоить при обязательном выполнении новых организационно-психологических условий образовательной деятельности. Опыт участия в международных проектах оказал большое влияние на формирование их субъектных компетенций и способности к инновациям, укрепляя субъектные характеристики, формируя конкурентоспособность и устойчивость к меняющейся среде.