Содержание №1-2014
- Подробности
-
Просмотров: 6547
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
ДИНАМИКА ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ В ЮЖНОЙ АЗИИ
Баджпай А. С.6-17
Ключевые слова: КОНФЛИКТ, ЮЖНАЯ АЗИЯ, ДИНАМИКА, КИТАЙ, ИНДИЯ, ИДЕНТИЧНОСТЬ, МАРГИНАЛИЗАЦИЯ, ТЕРРОРИЗМ
Аннотация: В статье рассматривается природа и динамика внутригосударственной конфликтности в южно-азиатском регионе, роль региональных и внешних акторов в конфликтных процессах. Наиболее важным из внутрирегиональных факторов, влияющих на динамику того или иного конфликта, является реакция на него Индии. К числу наиболее значимых внешних акторов относятся США и Китай. Автор исследует эти проблемы в контексте особенностей интеграции стран региона, присущих им экономических и социальных противоречий. Отмечаются фундаментальные различия между ними как в плане экономического развития, так и в устройстве политических систем. В то же время большинству стран Южной Азии присущи проблемы социальной депривации и глубокого неравенства, ставшие основой конфликтного потенциала. Значительное внимание уделяется специфике конфликтов в отдельных странах, связанной с различными комбинациями этнических, религиозных, политических и других факторов. В большинстве случаев возникающие конфликты имеют насильственный характер и протекают в форме вооруженной борьбы. Подвергаются критике попытки исследователей объяснить наличие этих конфликтов воздействием какого-либо одного фактора, что не позволяет отразить их многомерную сложность. В наиболее крупных конфликтах можно увидеть проявления национализма, религиозного фундаментализма, террористических угроз. Выделяется четыре основных переменных, определяющих динамику внутригосударственных конфликтах в странах Южной Азии: реальная или субъективная маргинализация определённых социальных групп; наложение идентичностей и государственных границ; действия государства в ответ на возникновение конфликта; связь с внешней средой, как внутри-, так и внерегиональной.
РОЛЬ ГЛОБАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ГОРОДОВ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
Довбыш Е.Г. С.18-31
Ключевые слова: СЕТИ ГОРОДОВ, ГОРОДА В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ, НОВЫЕ АКТОРЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Аннотация: В статье анализируется место и роль глобальных сетей городов в мировой политике. Исследование базируется на концепции глобальных (мировых) городов, выступающих в качестве одного из субъектов глобализации. На первый план в ней выходит вопрос о соотношении города с его окружением. Основываясь на анализе вторичных данных, публикуемых в научной литературе, автор выделяет два типа сетей городов в мировой политике: инфраструктурные сети и активные сети. Они различаются по принципам формирования, организационной целостности и роли в международных отношениях. Сети первого типа являются производными и второстепенными по отношению к глобальным процессам, формируясь под влиянием мировых экономических и политических потребностей. Сами города при этом не играют активной роли в их создании. Сети второго типа организуются ради достижения конкретных целей и задач, поэтому их можно именовать целевыми сетями городов. Такие союзы должны не только упростить решение проблемы, но и усилить позиции городов-союзников по отношению к другим участникам международных отношений. Автор доказывает, что инфраструктурные сети городов являются образованиями, которые лишь косвенно влияют на мировую политику, в то время как активные сети обладают признаками акторов международных отношений. Правила, обсуждаемые и устанавливаемые участниками таких сетей, позволяют им, в свою очередь, устанавливать цели для своих участников. Они взаимодействуют с другими участниками структур глобального управления в разработке и реализации политики по ряду глобальных проблем.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ОТ УСЛУГИ К ЦЕННОСТИ УСЛУГИ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ СВЯЗАННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Сморгунов Л.В. С.32-51
Ключевые слова: СВЯЗАННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО, ЦЕННОСТЬ УСЛУГ, РОССИЙСКАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА
Аннотация: В основе исследования лежит концепция связанного правительства, чья деятельность нацелена на улучшение сотрудничества между правительственными службами, углубление консультаций и вовлечение в этот процесс граждан. Идея поворота от услуги к ценности услуги определяет европейскую перспективу связанного управления. Эта идея трансформирует понимание отношений между правительством, бизнесом и гражданами. Всё это связано с важностью мониторинга эффективности государственного управления и политики обратной связи. Важность реформирования государственного управления в духе данной концепции стала очевидна для посткоммунистических государств в период экономических кризисов. Последние тренды административной реформы в России (2006 – 2010 гг.) и создание электронного правительства (2009 – 2013 гг.) дают доказательства использования механизмов связанного правительства. Акцент в них сделан на идеях правового государства и рациональной бюрократии, экономическом подходе к управлению собственностью и принципе оценки административной деятельности по результату, а также на важности качества и эффективности госуслуг. Можно упомянуть три основных момента: (1) обратная связь в регулировании правительственного мониторинга эффективности; (2) участие граждан в процессе стандартизации услуг; (3) многофункциональные центры, порталы госуслуг и электронные консультации на федеральном и региональном уровне электронного правительства. Эти тренды связаны с некоторыми трениями и проблемами в их развитии и имеют определённые границы. На сегодняшний день существует разрыв между требованиями граждан к ответственности государства и уровнем их фактической реализации, что демонстрируется проводимыми опросами общественного мнения о доверии граждан к органам государственной власти.
СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ
СДВИГИ В ВОСПРИЯТИИ ВЛАСТИ РОССИЙСКИМИ ГРАЖДАНАМИ В 2010-Х ГГ.
Шестопал Е.Б. С.52-64
Ключевые слова: ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ, ОБРАЗЫ ВЛАСТИ, ГРАЖДАНЕ
Аннотация: В статье представлены результаты последнего этапа эмпирического исследования психологических сдвигов в восприятии власти после выборов 2011-2012 годов. В статье обсуждаются результаты опроса, включавшего большое количество открытых вопросов, обработанных методом шкалирования. Полученные данные были сопоставлены с результатами предыдущих периодов.
Анализ показывает, что восприятии власти четко просматриваются три этапа. Первый относится к 1990-м гг., когда политическая оптика общества была весьма расфокусированной: одни и те же респонденты симпатизировали одним политикам, доверяли другим, а голосовали за третьих. Второй период, датируемый 2000-ми характеризуется консолидацией общества в отношении власти. Образы власти были схожими у людей разных поколений, регионов, профессий и пр. Этот период резко закончился в 2010 г. Третий период относится к 2010-м. Консолидация общества оказалась во многом нарушена. Нынешний этап характеризуется определенным возвратом к рассогласованности образов власти, характерным для 1990-х гг., хотя полной аналогии тут, конечно, нет.
Одной из причин изменений в отношениях власти и граждан сталприход в политику так называемого поколения нулевых, – людей, чья политическая социализация пришлась на бурные 1990-е, и чья картина мира формировалась в период крайней сумбурности и неустойчивости.
Из позитивных сдвигов в массовом политическом восприятии, нами были зафиксированы закрепившиеся в сознании граждан ценности активизма, готовность подчиняться законам, уход из публичного пространства олигархов. Негативные изменения включают в себя падение престижа армии как властного субъекта при одновременном росте влияния силовых структур.
ВОПРОСЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ТИПОЛОГИЯ РЕВОЛЮЦИЙ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Шульц Э.Э. С.65-83
Ключевые слова: РЕВОЛЮЦИЯ, ТЕОРИЯ РЕВОЛЮЦИИ, КЛАССИФИКАЦИЯ РЕВОЛЮЦИЙ, ТИПОЛОГИЯ РЕВОЛЮЦИЙ
Аннотация: Типологизация революций является важной проблемой с точки зрения дальнейшего развития теории революции, выявления их общих черт и закономерностей. В статье рассматриваются подходы и методы классификации такого социального и политического феномена как революция с точки зрения выявления типов революций, начиная с первых таких попыток в середине XIX в. и до сегодняшнего дня. Подробно разбираются концепции К. Маркса и их развитие в марксизме XX в., идеи типов революций первой трети XX в. у Р. Михельса и Д. Питти, подходы социальных исследователей второй половины XX в. - Ш. Эйзенштадта, С. Хантингтона, Т. Скокпол, Д. Голдстоуна. Несмотря на многочисленные попытки создать стройную систему критериев типологизации, все существующие системы типов революций вызывают множество вопросов и критических замечаний. Среди основных проблем – отсутствие единого классифицирующего определителя, расплывчатость разграничений между выделяемыми типами, игнорирование некоторых особенностей тех или иных революций. Автор делает анализ современного состояния проблемы типологизации революций, в том числе, через призму современных явлений т.н. «бархатных» и «цветных революций», для объяснения которых часто используются концепции демократизации и её волн, демократического транзита. Он приходит к выводу, что последние не имеют некоторых существенных признаков революционных изменений, в частности, не приводят к коренной социально-политической трансформации. Это доказывает, что отсутствие четкой трактовки понятия «революция» приводит к размыванию границ явления.
КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОИНТЕРПРЕТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В РАЗНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЯХ
Берберян А.С., Тучина О.Р. С.84-100
Ключевые слова: САМОПОНИМАНИЕ; САМОИНТЕРПРЕТАЦИЯ; НЕЗАВИСИМЫЙ, ВЗАИМОЗАВИСИМЫЙ, МЕТАЛИЧНОСТНЫЙ ТИП САМОИНТЕРПРЕТАЦИИ
Аннотация: В статье рассматриваются категории «самопонимание» и «самоинтерпретация» с позиций субъектно-бытийного подхода. Самопонимание – это процесс поиска ценностных оснований бытия личности в социокультурном контексте. Самоинтерпретация рассматривается как способ самопонимания, основанный на вопросах, обращенных субъектом к себе. Каждый тип самоинтерпретации представляет собой определенный тип вопросов, которые человек задает себе, определяя, тем самым, направление поиска ценностных оснований своего бытия.
Освоение личностью этнокультурной традиции приводит к тому, что в рамках определенной культурной традиции люди ориентируются на определенный тип вопросов, ведущих к пониманию определенных сторон своего Я, что проявляется в доминирующем типе самоинтерпретации.
Проведенное эмпирическое исследование подтвердило предположение о связи особенностей этнической культуры и выраженности определенных типов самоинтерпретации: у представителей большого титульного этноса (русских респондентов) был выявлен самый высокий из исследуемых групп уровень независимой и металичностной самоинтерпретации, у представителей малого интегрированного этноса (адыгов и абхазов) – взаимозависимой самоинтепретации. Независимая самоинтерпретация в большей мере характерна для мужчин, чем для женщин, тогда как взаимозависимая самоинтерпретация определяется, главным образом, особенностями бытия этнической группы; металичностная самоинтепретация не зависит от половой принадлежности.
Феномен самоинтерпетации, таким образом, является отражением на индивидуальном уровне норм и ценностей этнокультуры, разделяемых индивидом.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
ДЕТЕРМИНАНТЫ КОДИРОВАНИЯ ДЕТЬМИ ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕССИИ ЭМОЦИЙ: ОПЫТ ОБЩЕНИЯ И ГЕНДЕР
Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А. С.101-113
Ключевые слова: КОДИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПРЕССИИ, БАЗОВЫЕ ЭМОЦИИ, ОПЫТ ОБЩЕНИЯ, ДОШКОЛЬНИКИ
Аннотация: Представлены результаты исследования успешности кодирования детьми лицевой экспрессии базовых эмоций (радость, удивление, печаль, страх) с позиций гуманитарно-психологического подхода. Кодирование и декодирование экспрессии эмоциональных состояний рассматривается нами как один из компонентов социального интеллекта и показатель эмоциональной компетентности. Успешность кодирования изучалась в ситуации общения со сверстниками, в детских сообществах, где один и тот же дошкольник выступал как в роли субъекта кодирования, так и в роли кодера-наблюдателя. В качестве базовых факторов успешности кодирования рассматривались: 1) длительный непосредственный опыт общения детей друг с другом, принадлежность к одной детской группе (знакомые дети); 2) отсутствие опыта общения, совместной деятельности с субъектом кодирования (незнакомые дети). 100 детей старшего дошкольного возраста из четырех различных детских садов приняли участие в нашем исследовании (6 лет; 49 мальчиков и 51 девочка).
Проведенное исследование подтверждает, что дети дошкольного возраста владеют различными техниками кодирования лицевой экспрессии эмоций. Дети успешно осуществляют контроль движений лица, образующих грустные и счастливые выражения. Менее успешно они кодируют лицевую экспрессию страха и удивления. Не обнаружено ярко выраженного дифференцированного влияния пола и возраста на кодирование экспрессии базовых эмоций. Этот вывод согласуется с результатами тех работ, в которых утверждается, что пол и возраст в большей мере влияют на успешность распознания неинтенсивной и неоднозначной лицевой экспрессии. Вместе с тем опыт общения в большей мере оказывает влияние на процессы кодирования лицевой экспрессии мальчиков, чем девочек
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
Медведева Е.В. С.114-123
Ключевые слова: ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, СУБЪЕКТНОСТЬ, СУБЪЕКТНО-БЫТИЙНЫЙ ПОДХОД, АКТИВНОСТЬ, ОБЩЕНИЕ, ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ.
Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема становления субъектности личности с ограниченными возможностями. Проанализированы специфические проявления субъектности детей с нарушениями двигательной сферы (на примере детей с церебральным параличом) через изучение особенностей различных видов активности (игровой деятельности и общения). Сравнивалась группа детей без нарушении двигательной активности и группа детей с нарушениями двигательной активности по показателям инициативности, ответственности и самостоятельности в общении. Стандартизованное наблюдение за игрой детей с двигательными нарушениями показало, что они существенно реже проявляют инициативу в выборе игровых ролей чем их сверстники из контрольной группы. В игровых ситуациях они также менее часто проявляют ответственность и субъектность в общении с другими детьми. Уровень благополучия взаимоотношении (наличие взаимных выборов в группе детей) также ниже в группе детей с нарушениями двигательной активности. С этими особенностями корреспондирует высокий уровень тревожности в отношениях с другими детьми.
Таким образом, дети с нарушениями двигательной активности проявляют субъектные качества как инициативность, ответственность, активность в меньшей мере чем их здоровые сверстники. Автор приходит к выводу, что существуют специфические проявления субъектности в игре и общении у детей с нарушениями двигательной сферы, которые дифференцируются на конструктивные и псевдокомпенсаторные. Они обеспечивают формирование особого комплекса субъектных качеств, обеспечивающих приемлемый уровень их взаимодействия с окружающими. На основе проведенного исследования показана возможность становления субъектности личности у ребенка с нарушениями двигательной сферы, почти не уступающая по показателям детям того же возраста без двигательных нарушений
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ С КОМПЕНСИРОВАННОЙ ЗАТРУДНЕННОСТЬЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Филипиди Т.И., Флоровский С.Ю. С.124-141
Ключевые слова: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, КОПИНГ-СТРАТЕГИИ, МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ, СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПОДРОСТКИ, ЗАТРУДНЕННОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Аннотация: Обсуждаются результаты исследования социально-коммуникативных умений и копинг- стратегий подростков с компенсированной затрудненностью психического развития. Эти регуляторные образования интерпретируются соответственно как операционально-поведенческий и ресурсно-мобилизационный компоненты социально-коммуникативной компетентности рассматриваемой категории подростков. Показано, что затрудненность психического развития в детские годы и последующая компенсация этой затрудненности оказывают значимое и функционально многозначное влияние на названные подсистемы регуляции межличностного общения и социального поведения в старшем подростковом возрасте. Выявлен ряд взаимопредикторных связей между социально-коммуникативными умениями и копинг-стратегиями подростков с компенсированной затрудненностью психического развития.
Подростки с компенсированной затрудненностью психического развития (мальчики) в коммуникации несколько более агрессивны, менее компетентны в ситуации беседы, склонны более агрессивно реагировать на просьбы со стороны других людей, менее склонны к зависимому поведению.
Девочки этой группы несколько более компетентны в общении чем их «обычные» сверстницы, чаще занимают зависимую позицию в ситуациях беседы и обращенной к ним просьбы, но при этом более агрессивны при негативной оценке их окружающими. В трудных ситуациях мальчики и девочки с компенсированной затрудненностью психического развития активнее чем их «обычные» сверстники используют адаптивные копинг-стратегии. Девочки этой группы гораздо чаще используют эмоциональные стратегии реагирования.
В целом подростки с компенсированной затрудненностью психического развития чаще и активнее используют свои коммуникативные умения в ситуациях преодоления жизненных трудностей. У подростков этой группы рассматриваемые компоненты социально-коммуникативной компетентности тесно взаимосвязаны и активно взаимодействуют между собой, в отличие от их возрастно-нормативных сверстников, у которых данные регулятивные образования функционируют практически автономно.