2018_4_10r
- Подробности
-
Просмотров: 2685
АФРИКАНСКИЕ СТУДЕНТЫ В РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПРИНИМАЮЩИМ ОБЩЕСТВОМ
И. Камара, В. Н. Ракачев с.164-179
Аннотация. Статья посвящена важной проблеме — адаптации иностранных учащихся в условиях новой социокультурной среды страны обучения. Актуальность вопроса определяется реалиями современного глобального общества, активным развитием международных образовательных связей, ростом числа образовательных мигрантов в мире в целом и в России в частности. Для стран, предлагающих обучение гражданам других государств, иностранные студенты не только источник экономической прибыли, но и прежде всего важный ресурс международного влияния, фактор «мягкой силы» (soft power). В статье представлены результаты проведенного в 2014–2015 гг. комплексного социально-психологического исследования, направленного на выявление особенностей социокультурной адаптации и взаимоотношения с принимающим обществом африканских студентов, обучающихся и завершивших обучение в вузах России и СССР. По итогам проведенного исследования выявлены и проанализированы факторы, определяющие степень успешности адаптации, основные барьеры, затрудняющие включение африканских студентов в новое социокультурное пространство, специфика их взаимодействия с принимающим обществом. Делается вывод о том, что социокультурная адаптация африканских учащихся, обучающихся в России, является сложным многофакторным процессом, в ходе которого они пытаются достичь социально-психологической совместимости с новой для них культурной средой. Анализ процессов адаптации студентов из стран Африки позволил определить эффективные механизмы, способные оптимизировать эти процессы, использовать данный опыт при создании благоприятных условий для иностранных студентов. По итогам исследования сформулированы рекомендации, которые могут способствовать облегчению адаптационного процесса иностранных учащихся из стран Африки в России.
Ключевые слова: иностранные студенты, образовательная миграция, студенты из стран Африки, российские вузы, международное образование, социокультурная адаптация