2019-2-9
- Подробности
-
Просмотров: 5956
РАЗРАБОТКА ОПРОСНИКА МОТИВАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА
З. И. Рябикина, Е. В. Харитонова, В. О. Покуль
Аннотация. В статье представлены теоретико-методологическое обоснование и дан-ные психометрической проверки методики «Опросник мотивации потребительского поведения в социальных медиа» (Опросник МППСМ). Актуальность разработки данно-го диагностического инструмента объясняется возрастающей научной и практической востребованностью раскрытия феноменологии явления, обозначаемого как «личность в онлайн среде». Подчеркивается, что методологической ценностью и эвристичностью в предпринятом исследовании обладает концепция личности как субъекта со-бытия, активно реализующей личностные интенции в формируемых бытийных простран-ствах, одним из которых становится качественно новая среда — пространство социаль-ных медиа. Обосновывается необходимость междисциплинарного подхода к анализу явления потребительского поведения и его мотивационных детерминант с позиций экономической психологии, ресурсного анализа, социально-психологических концеп-ций, психодинамических оснований. По резюмирующему обзору современных иссле-дований проблемы мотивации потребительского поведения, обоснованы теоретические основания разработки психодиагностического инструмента — методики «Опросник МППСМ». Применены методы анкетирования, полного цикла психометрической про-верки разработанного опросника. В результате факторного анализа по методу главных компонент с Varimax-вращением выделены семь факторов (58,09% дисперсии резуль-татов), позволивших подтвердить наличие четырех видов мотивов («личностная иден-тификация»; «развлечения»; «социальное взаимодействие»; «поиск информации»), три из которых («развлечения»; «социальное взаимодействие»; «поиск информации») включают субфакторы (субшкалы). Мотивация «развлечения» образуется сочетанием субмотивов «развлечение для снятия напряжения» и «развлечение для ухода от повсед-невности»; мотивация «социальная идентификация» включает субмотивы «аффилиа-ция» и «социальное взаимодействие»; мотивация «поиск информации» дифференци-руется субмотивами «потребительская информация» и «познавательная информация». Теоретико-методологическое обоснование принятого подхода к разработке методики диагностики мотивации потребительского поведения в социальных медиа, данные пси-хометрической проверки дают основание рассматривать опросник МППСМ в качестве эффективного инструмента для выделения типологических характеристик индивиду-альных мотивационных профилей пользователей социальных медиа как субъектов по-требительского поведения, фокусировать внимание консультантов на психологических «мишенях» развивающего, поддерживающего воздействия. Успешность дальнейших исследований проблемы личности в пространстве виртуального мира требует развития линии междисциплинарного анализа, в котором психологические традиции и школы объединятся с другими науками о человеке в едином поиске таинств современного бы-тия личности.
Ключевые слова: мотивация; потребительское поведение, социальные медиа, психоме-трическая проверка.