2019-4-12(ru)
- Подробности
-
Просмотров: 5925
САМООЦЕНКА, ЦЕННОСТЬ, ЗНАЧИМОСТЬ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ
В.А. Лабунская
Лабунская Вера Александровна, Южный федеральный университет, ул. Большая Садовая, 105/42, г. Ростов-на-Дону, 344006, Россия.
Эл. почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. ORCID 0000-0001-8901-8773
Финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда, (проект No 17-18-01260) «Социальная психология внешнего облика: функции, значимость, удовлетворен- ность, обеспокоенность, интерпретации в межличностном и внутригрупповом взаимодействии в мо- лодежной среде».
Аннотация. В статье подчеркивается, что развитие цифрового пространства требует изучения удовлетворенности жизнью молодых людей, которые становятся «цифровым поколением». В статье отмечается, что бытие в цифровом мире оказывает влияние на феноменологию психологии внешнего облика. В ней констатируется, что внешний облик включен в бытие человека, имеет определенную ценность и значимость в различных контекстах жизнедеятельности; является объектом отношений. В статье приводится исследование, выполненное на основе «Многофакторной модели изучения отношения к своему внешнему облику». Гипотеза исследования: могут существовать разнонаправленные взаимосвязи между самооценками, оценками значимости внешнего облика для различных аспектов жизнедеятельности, для повышения ощущения счастья, между мерами выраженности ценностной ориентации на привлекательный внешний облик, между удовлетворенностью, обеспокоенностью внешним обликом и уровнями удовлетворенности жизнью. Методы: тест «Индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ)» (Па- нина, 1993); опросник «Самооценка внешнего облика» (Лабунская, 2009), анкета «Оценка значимости привлекательного внешнего облика для улучшения различных аспектов жизнедеятельности» (Лабунская, Сериков, 2018), модифицированный вариант опросника С.С. Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (1999), анкета «Отношение к своему внешнему облику: удовлетворенность и обеспокоенность» (Лабунская, Капитанова, 2017). В исследовании приняли участие 86 молодых людей — студентов (М возраста = 20,07), среди них 43 мужчины и 43 женщины. Результаты исследования подтверждают гипотезу: тенденция снижения удовлетворенности жизнью коррелирует с повышением значимости и ценности внешнего облика, обеспокоенности им. Тенденция повышения удовлетворенности жизнью коррелирует с более высокой удовлетворенностью внешним обликом и самооценками внешнего облика. Заключение. Разнонаправленные взаимосвязи между самооценками внешнего облика, оценками значимости, ценности внешнего облика и уровнями удовлетворенности жизнью соответствуют логике построения «Многофакторной модели изучения отношения к внешнему облику», являются эмпирическим подтверждением выстраиваемой модели.
Ключевые слова: удовлетворенность жизнью, ценность внешнего облика, значимость внешнего облика, самооценка внешнего облика, обеспокоенность, удовлетворенность внешним обликом, студенты