2018_3_6
- Подробности
-
Просмотров: 1583
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК МАТРИЦА ПОСТРОЕНИЯ БУДУЩЕГО
Г.В. Вержибок с.75-95
Аннотация: Состояние института семьи, которое сегодня достаточно противоречиво, связано с фундаментальными сдвигами в жизненном цикле современного человека и в брачно-семейных отношениях. Двойственность современной ситуации состоит в последовательном отходе от традиционных ценностных систем и при этом в утверждении устойчивости культурных традиций. Семья и брак приобретают новые функции, смыслы и характеристики, отличающиеся от традиционных, что видоизменяет социальные взаимодействия, демографическое и семейное поведение людей. Паттерны изменений в семье образуют матрицу, внутри которой происходит психологический рост ее членов. Динамичность социальной и индивидуальной жизни определяет актуальность изучения воззрений в молодежной среде посредством использования системного и ценностного подходов, основных идей теории социальных представлений. Основная цель работы состояла в изучении системы семейных ценностей студенческой молодежи, образующих матрицу их будущего, где новизна исследования проявляется в разработке и выявлении совокупности представлений и установок о ключевых, базовых понятиях. Под матрицей понимается как особая категориальная подсистема в системе знаний субъекта, формируемая вследствие распределения информации по смысловым категориям (С. Моско- вичи) и как особого следа событий, образующих «систему конденсированного опыта» и трансформацию сознания (С. Гроф). Выделены основные смысловые единицы анализа: семья как ценность и значимость (семья, брак, любовь), супружество как ориентация на будущую семью (идеал, отношения, роли), родительство как оценка материнства и отцовства. Использовались психодиагностические и опросные методы, методы статистической обработки данных. При контент-анализе эссе включены три составляющие представления о семье: информированность о семье, отношение к семье, эмоциональная направленность отношения. Выборка составила 415 чел.— студенты I–II курсов 18– 20 лет белорусских вузов (Минск, Витебск, Гомель) с учетом половой принадлежности и временного контекста проведения срезов (2004, 2011, 2014). Установлено, что представления о семейных ценностях и установки молодежи, их суждения о семье имеют сложный многоступенчатый характер и связаны с готовностью познания себя и других, рефлексией ценностно-смысловой сферы, актуализацией потребности получения и освоения информации о будущем супружестве и родительстве. Образ идеальной семьи представлен параметрами возраста вступающих в брак — 23–25 лет, присутствует равноправие мужа и жены, обязательно наличие детей, желательно отдельное проживание и финансовая независимость от родителей. Центральной тенденцией в высказываниях студентов выступает обобщенный портрет будущей семьи нормативно-декларативного характера с выделением ее функционального назначения. Демонстрируется готовность к предзаданности типических моделей семьи, определенный консерватизм взглядов, отмечается идеалистичность представлений с акцентом на пролонгированный вариант их реализации, при этом недостаточно конкретизированы картина действий ее членов и параметры их взаимодействия. Результаты данного исследования в некоторой части совпадают с мнением иных авторов, например, по вопросу мотивации и выбора брачного партнера, акцентирования индивидуалистических, а не общественных, ценностей. Однако не подтверждаются данные о высоком прагматизме студенческой молодежи, динамике мнений о семье и браке, проявлении «отложенного» супружества и родительства. Это позволяет говорить о результативности вложенных усилий, правильности и необходимости проведения определенных мероприятий в образовательных учреждениях (спецкурс).
Ключевые слова: семья, брак, супружество, родительство, материнство, отцовство, любовь, идеал, роли, отношения.