№1

СКАЧАТЬ ВЕСЬ НОМЕР

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА «Я» МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ – АКТИВНЫХ И НЕАКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
Пахомова В. Г. С.6-17

Ключевые слова: Образ Я, виртуальная реальность, младший школьник, идентификация, активный пользователь компьютерных игр.

Аннотация: Статья посвящена изучению влияния игровой виртуальной реальности на формирование компонентов Образа Я младших школьников. Проверялось предположение о существовании различий в компонентах Образа-Я у младших школьников — активных и неактивных пользователей компьютерных игр. Группу активных пользователей компьютерных игр составили 98 детей в возрасте от 7,5 до 10 лет (средний стаж участия в 3D-Action, ролевых компьютерных играх — 3 года, регулярность использования — в среднем 1+0,2 часа ежедневно). Группу неактивных пользователей составили 117 детей от 6 до 10 лет (средний стаж участия в компьютерных играх преимуществен-но без эффекта «присутствия» — 1 год, регулярность — в среднем 30 минут один раз в два-три дня). Использовались самооценочные методики «Лесенка» (в модификации С. Г. Якобсон и В. Г. Щур) и «Кто Я?» (авторы — М. Кун, Т. Макпартленд, модификация Т. В. Румянцевой), а также проективная методика «Несуществующее животное». По итогам эмпирического исследования сделан вывод о том, что компьютерная игра, являясь значимым видом деятельности для ребенка, приводит к определенным изменениям в Образе Я. В частности, Образ Я активных пользователей характеризуется большей неопределённостью описаний «Физического Я», образ «Я-виртуальное» близок к образу «Я-идеальное». Неактивных пользователей отличает более дифференцированный Образ Я, они чаще осознают себя через сферу взаимоотношений, у них оптимальное соотношение персональной и социальной идентичностей в самоописаниях. Сопоставление психографических данных свидетельствует о том, что у активных пользователей компьютерных игр показатели эгоцентричности, сниженной самооценки встречаются чаще по сравнению с группой неактивных пользователей. Есть основания предполагать, что у младших школьников — активных пользователей присутствует ощущение опасности в объективной реальности и, как следствие, создаются предпосылки для погружения в мир фантазирования, мир виртуальной реальности.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


СИМУЛЯКРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 
Краснянская Т. М., Тылец В. Г. С.18-30

Ключевые слова: безопасность, корпоративная безопасность, психологическая безопасность, симулякр, персонал, инновация, стимулирование, имидж.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению психологической безопасности как важного аспекта корпоративной безопасности. Под корпоративной безопасностью понимается характеристика особого состояния деятельности организации, позволяющая ей стабильно функционировать, с одной стороны, и не снижать развитие в направлении ключевой для неё цели, с другой стороны. Конкретная задача статьи — анализ симулякров психологической безопасности в организации. Под симулякрами психологической безопасности в организации понимаются психические феномены, сущность которых несовместима с целями обеспечения психологического благополучия сотрудников и воспроизводства практики устойчивого функционирования и развития организации. К категории симулякров психологической безопасности причисляются сформированные у субъектов образы деятельности организации, которые обладают для него высокой привлекательностью, но в реальности негативно влияют на состояние корпоративной безопасности. В эмпирической части исследования с помощью метода экспертной оценки выделены и содержательно охарактеризованы инновирующий, стимулирующий и имиджевый типы симулякров психологической безопасности в организации. На выборке (n = 458), включавшей сотрудников торговых, образовательных, транспортных и ремонтных организаций в возрасте от 25 до 55 лет, проведено шкалирование степени соответствия компонентов разработанной типологии симулякров и реального состояния психологической безопасности организации. Установлено, что перерождение позитивных представлений, потребностей, ценностей персонала, касающихся инновационной, стимулирующей и имиджевой практики деятельности организации, связано с определёнными качествами личности. Такими качествами, по результатам обследования, стали низкий уровень психологической готовности персонала к внедрению инноваций в деятельность организации (измерение методом самооценки), адаптивной способности и нервно-психической устойчивости персонала (измерение с помощью многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина). Сделан вывод о возможности повышения уровня корпоративной безопасности на основе преодоления симулякров психологической безопасности.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИМИДЖА СТРАН В РОССИЙСКИХ И ТАЙВАНЬСКИХ ОН-ЛАЙН СООБЩЕСТВАХ
Крутий И. В., Красина О. В., Лозовая А. А., Ляо Да Чи, Сан Джи Хванг, Чен Бо Ю С.31-47

Ключевые слова: имидж государства, интернет-сообщество, Россия, Тайвань, ментальные модели, сетевой анализ, анализ тональности, сотрудничество, экономическое развитие, взаимодействие, Китай, Япония.

Аннотация: основе статьи лежат результаты первого транснационального и междисциплинарного российско-тайваньского исследовательского проекта по тематикам национальной идентичности и онлайн-имиджа стран. Для получения представленных в статье результатов российскими и тайваньскими исследователями были разработаны собственные методологии анализа неструктурированной текстовой информации. Российские исследователи использовали метод построения ментальных моделей, сетевой и кластерный анализ, а также метод анализа тональности. Тайваньские ученые применяли для анализа текстовых массивов скрытое распределение Дирихле (LDA) и метод сантимент-анализа.

Объектом анализа стали высказывания (комментарии, посты) участников интернет-сообществ России и Тайваня. Полученные результаты позволили определить сопоставимые тематики, ведущие концепты, непосредственно влияющие на формирование онлайн-образа стран в среде у частников дискуссий, которые обсуждали события, связанные с имиджем собственной страны (Россия, Тайвань), а также соседних стран, таких как Китай, Япония. Выявленные тематики касались обсуждения взаимодействия собственной страны с ведущими странами Запада и Тихоокеанского региона, спорных территориальных вопросов, перспектив сотрудничества, торговли, экспортных возможностей, а также регионального развития, развития технологий и партнерства.

Анализ текстовой информации, размещенной в интернет-сообществах на протяжении нескольких лет, позволил определить временную динамику изменения имиджа стран, выявить устойчивые тематики, обсуждаемые постоянно и рассматриваемые в исследовании в качестве «ядра» онлайн: имиджа страны в дискуссиях интернет-пользователей. Были определены неизменные ключевые концепты — «элементы ядра» и прослежена динамика изменений их тональности (эмоциональной окраски).

НЕ/УСТОЙЧИВОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Оберемко О. А., Силаева В. Л. С.48-59

Ключевые слова: социальное предпринимательство, финансовая и организационная устойчивость.

Аннотация: В статье рассматривается экономическая самостоятельность социальных предприятий, решающих социальные проблемы на пересечении рыночного, некоммерческого и государственного секторов. Авторы учитывают неоднозначность определения понятия «социальное предприятие» и в качестве рабочего используют определение международной ассоциации «Ашока». Для выборки объектов исследования использована база данных членов «Ашока» — крупнейшей некоммерческой организации, оказывающей поддержку лидерам социального предпринимательства по всему миру. С мая по ноябрь 2012 года из 38 стран было получено 128 анкет, заполненных в режиме онлайн на английском и испанском языке по выбору респондента. Выборка респондентов и процент возврата заполненных анкет обусловлен методическими ограничениями интернет-исследования и общим характером объекта исследования.

Проверен ряд гипотез о финансовой и организационной устойчивости, проанализированы бизнесориентированные взгляды общепризнанных лидеров социального предпринимательства.

Обнаружено, что финансовая устойчивость социальных предприятий зависит от диверсифицированного спроса на производимые товары и услуги; предприятие более устойчиво, если его клиенты представляют, как минимум, два сектора из четырех выделенных: государственный сектор, частный (коммерческий) сектор, некоммерческий сектор и индивидуальные клиенты.

Подавляющее большинство социальных предпринимателей выразили твердые ориентации на ведение бизнеса; примерно лишь каждый десятый указал финансовую помощь от государства или благотворительных организаций в качестве главного условия организационной и/или финансовой устойчивости.

Поддерживаемое ассоциацией «Ашока» движение социального предпринимательства явно представляет собой глобальную целевую инициативу. Каждые два из трех социальных предприятий создавались собственными усилиями; остальные — при поддержке партнерских некоммерческих и коммерческих организаций.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ


ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: РЕТРОСПЕКЦИЯ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Гомцян О. А. С.60-77

Ключевые слова: трансформация, системный кризис, реформа, социальный регресс, технологическая деградация.

Аннотация: В статье рассматривается тема трансформационных процессов в социуме, происходящих на просторах постсоветской России, влияние трансформаций на образование, разные теоретические подходы к процессам этой трансформации. Выделяются два направления трансформации — технологические и социальные, актуализирующие вопросы адаптации участников социальных отношений. Анализируются пять моделей трансформации: модель «рыночного социализма», «государственно-корпоративная», «бархатной революции», «шоковой терапии», «романтическая модель». Освещается точка зрения В. А. Ядова на трансформации в российском обществе, связанные с понятием «динамический хаос».

Раскрываются позиции М. Делягина, С. Глазьева, А. Бузгалина, других исследователей, исходящих из методологии теории «мир-системного анализа» (А. Франк, И. Валлерстайн). Здесь трансформация выступает как отражение общемировых глобализационных тенденций, столкнувшихся со спецификой социокультурного контекста. Рассматривается позиция Б. Кагарлицкого, направленная на термин «бюрократический капитализм», порождающий «периферийный капитализм»: суть — реставрация и смена декораций при неизменности содержания, связанной с отставанием, произошедшим при переходе стран на периферию относительно «центра».

Основная трудность — Россия чрезмерно развита для периферийной страны. Индустриально развитым странам Запада Россия пока нужна лишь как поставщик природных ресурсов и рынок сбыта.

Россия находится в полосе затяжного кризиса, носящего системный характер. В государстве не сформировались ни результативная система современных общественных институтов, ни гражданское общество. Человеческий потенциал страны в условиях кризиса заметно понизился. Все это — результат приобретения Россией периферийного статуса в мире после периода бурных перемен, ввергших общество в процессы на миро-вой арене, связанные с глобализацией.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА


СЕПАРАТИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ ИТАЛИИ: ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ, ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ
Баранов А. В. С.78-90

Ключевые слова: сепаратизм, современная Италия, факторы развития, институционализация, политические стратегии.

Аннотация: Статья посвящена выявлению особенностей сепаратизма в современной Италии 1990–2014 гг. Работа выполнена на основе исторического неоинституционализма. Определены факторы, влияющие на выбор институционального строения и политических стратегий сепаратистских партий. К ним относятся позднее и непрочное нациестроительство, слабость экономической и социокультурной интеграции государства, влияние глобализации и евроинтеграции. Раскрыты особенности активности сепаратистских сил в различных регионах: на севере страны (в том числе Венеции, Южном Тироле), юге, Сардинии. Определены институциональные формы сепаратистских организаций, их растущая поддержка в общественном мнении. Доказано, что фрагментация партийной системы размывает грань между организационными формами партии и движения, повышает шансы новых региональных партий. Выявлены политические стратегии сепаратистских партий. Лига Севера в зависимости от фаз макроэкономического цикла и соотношения партийных коалиций чередует стратегии федерализации и сепаратизма. Радикально-сецессионистские стратегии избрали партия «Венецианская не-зависимость» и Сардинская партия действия, Южнотирольский союз стрелков. Для итальянских партий и движений характерно растущее применение информационных технологий продвижения своих стратегий: онлайн-референдумов, групп в социальных сетях.

ОБЗОРЫ


НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ»
Ковалёва Н. В. С. 91-93

ЦЕЛЬ АМЕРИКАНСКОЙ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ШТАТА МЭРИЛЕНД)
Боткин М. А. С.94-97 

 

СКАЧАТЬ ВЕСЬ НОМЕР