СКАЧАТЬ ВЕСЬ НОМЕР

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ


ЭКОСИСТЕМА СЕТЕВОГО ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ: ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ СЕТЕВОГО ОКРУЖЕНИЯ К ИННОВАЦИОННЫМ ПРАКТИКАМ (НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ РФ)
Мирошниченко И.В., Рябченко Н.А. С.6-21

Аннотация: В данной статье авторы обосновывают понятие экосистемы сетевого публичного управления, которое является результатом осмысления политической наукой трансформации пространства публичной политики и управления. Развитие экосистемы публичного управления связано с внедрением и распространением инновационных управленческих практик, продуцирование которых связано с состоянием сетевого окружения. Авторами был разработан аналитический инструментарий, представляющий собой систему индикаторов оценки готовности сетевого окружения к участию в сетевом публичном управлении. На основе данного инструментария было проведено эмпирическое исследование готовности сетевого окружение субъектов РФ к инновационным управленческим практикам. Результаты исследования выявили три кластера субъектов РФ, характеризующих степень готовности их сетевого окружения к участию в сетевом публичном управлении регионов: «сетевое окружение как инфраструктура публичного пространства», «сетевое окружение как сообщество активных граждан» и «сетевое окружение как институциональная основа экосистемы публичного управления». Авторы пришли к выводам, что сетевое окружение в публичном онлайн-пространстве, развивающееся в количественном и качественном формате, является системообразующим компонентом экосистемы сетевого публичного управления. При этом сетевое окружение становится одновременно источником и ресурсом развития структурных, аксиологических и технологических компонентов экосистемы сетевого публичного управления, в которой продуцируются социальные и институциональные инновации. При этом институциональные инновационные изменения возможны при программном подходе, когда государство создает институциональные условия для гражданского участия и со-общественной социально-политической рефлексивности по проблемам, целям и методам развития как в национальных масштабах, так и на уровне локальных сообществ.

Ключевые слова: сетевое публичное управление, экосистема, сетевое окружение, индикаторы готовности граждан к инновационным практикам, субъекты РФ.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ


КОНЦЕПЦИЯ «ПРОДВИЖЕНИЯ ДЕМОКРАТИИ» ВО ВНЕШНЕЙ  ПОЛИТИКЕ США
Давыдов А.А. С.22-43

Аннотация: В статье рассматривается эволюция концептуальных основ «продвижения демократии» во внешнеполитической доктрине Соединенных Штатов с начала их институционализации. Данное направление является не только средством достижения национальных интересов безопасности, но и инструментом реализации американского лидерства на международной арене. Сегодня новый президент США Дональд Трамп на начальном этапе формирования своей повестки внешней политики пока демонстрирует, что его команда придает «продвижению демократии» минимальное идеологическое значение, что контрастирует с подходами предыдущих администраций.

Основополагающие принципы «продвижения демократии» на протяжении последних трех десятилетий ни разу не пересматривались на официальном уровне. Даже серьезные репутационные издержки, возникшие из-за войны в Ираке, не оказали существенно негативного воздействия на направление. Поэтому при условии сохранения межпартийного консенсуса в пользу «продвижения демократии» остается маловероятным, что позиция текущей администрации сможет серьезно его подорвать на долгосрочную перспективу.

Ключевые слова: демократизация, США, политика продвижения демократии, универсальные ценности, война в Ираке, теория демократического мира.

ПОЛИТИКО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ГОРОДСКИХ КОНФЛИКТОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА)
Глухова А.В., Кольба А.И., Соколов А.В. С.44-65

Аннотация: В статье представлены результаты исследования, проводившегося в сентябре 2017 г. в трёх крупных региональных центрах России − Воронеже, Краснодаре, Ярославле. Исследование проводилось в форме экспертного опроса. Экспертам было предложено ответить на вопросы (полуоткрытого и открытого типа), распределённые по нескольким блокам. Главными задачами исследования стали: определение значимости факторов, влияющих на возникновение городских конфликтов; выявление основных субъектов городских конфликтов и механизмов их взаимодействия; исследование конструктивных и деструктивных последствий городских конфликтов; изучение форм развития городских конфликтов и условий, влияющих на их протекание в той или иной форме; выявление механизмов и способов управления городскими конфликтами и зависимость их использования от институциональной среды, а также направленность их использования; оценка эффективности внутренних и внешних коммуникаций конфликтующих групп; рассмотрение форматов и интенсивности их освещения в информационном пространстве. На основе ответов экспертов рассмотрена специфика конфликтности в трёх указанных городах, а также проведён сравнительный анализ, позволивший сделать общие выводы.

По результатам исследования установлены наиболее значимые факторы конфликтности, выделены основные типы и субъекты городских конфликтов (общественность, власть, бизнес), выявлена структура конструктивных и деструктивных взаимодействий между ними, определены институциональные и коммуникативные проблемы в их отношениях. Авторы приходят к выводу, что взаимодействия субъектов конфликтов не сбалансированы (в частности, властные структуры не в полной мере выполняют роль третьей стороны в конфликтах), что порождает проблему реализации интересов больших сегментов городского сообщества. Данная проблема угрожает его стабильности и чревата ростом социальной напряжённости в городской среде.

Ключевые слова: городской конфликт, политические институты, политические коммуникации, общественность, власть, бизнес, городское сообщество.

КРИЗИС ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ ИСПАНИИ В 2010-Х ГГ. И ЕГО ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Баранов А.В. С.66-84

Аннотация: В статье определены причины и основные аспекты кризиса партийной системы Испании в 2010-х гг., его последствия для реформ политической системы в целом. Исследование выполнено на основе исторического институционализма и концепции социокультурных размежеваний.

Кризис партийной системы Испании в 2010-х гг. стал следствием долгосрочных тенденций роста экономического и социального отчуждения граждан, элитарной замкнутости основных партий, коррупции, деградации форм представительства групповых интересов. Это вызвало рост недоверия к институту политических партий в целом и к постоянному двухпартийному доминированию в частности. Мировой экономический кризис стал катализатором глубинной трансформации партийной системы.

В итоге электорального цикла 2014–2016 гг. партийная система Испании преобразовалась из «несовершенной двухпартийной» в систему умеренного плюрализма. Сформировались новые партии в левом («Подемос») и правоцентристском («Граждане») сегментах системы, возросла роль регионалистских партий. Это сделало невозможными монопартийное правление и «каудильистский» стиль поведения, вынудило партии к компромиссам и поиску прагматических коалиций. Избиратели продемонстрировали на выборах 2015 и 2016 гг. устойчивость предпочтений.

Определены стратегии преодоления правительственного кризиса, предлагаемые партиями. Народная партия (НП) исходила из сохранения неолиберального политического курса и унитарного государства. Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) допускала частичные корректировки данной стратегии и постепенную федерализацию сверху, что привело к фрагментации партии. «Граждане» сыграли роль партии − маклера и дублёра НП, получившей выгоды от участия в создании правящей коалиции. Партия «Подемос» стремилась сохранить идеологическую непримиримость и, в меньшей мере, образовать коалицию левых с участием ИСРП, что нереалистично. Трансформация партийной системы идёт болезненно, она не завершена. Создание правительства Народной партии − вынужденный шаг, откладывающий разрешение конфликта. Прогнозируется рост нестабильности партийной системы Испании вследствие отказа элит от коренных реформ политической системы.

Ключевые слова: партийная система, Испания, кризис, политическая система, причины, проявления, последствия.

СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ


ФОРМИРОВАНИЕ СТЕРЕОТИПИЗИРОВАННОГО ОБРАЗА ЕВРОПЫ В КАРТИНЕ МИРА МОЛОДЁЖИ ЕРЕВАНА
Мелконян Н.А. С.85-98

Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема формирования стереотипизированных образов и представлений о Европе и европейцах в картине мира молодежи г. Еревана. Картину мира автор рассматривает в качестве особого социального конструкта, характерного для конкретной социальной группы, специфических ментальных блоков или фреймов, сценариев или схем, образов и стереотипов, которые выступают фундаментом для процессов социальной и этнической идентификации и самоидентификации. В статье приведены результаты социологического исследования, в котором в качестве основного метода сбора эмпирической информации применялась фокус-групповая дискуссия с участием различных слоев ереванской молодежи. В процессе проведения фокус-групп с целью выявления эмоционального отношения и оценок Европы и Армении были применены также проективные исследовательские техники. Участникам групповых дискуссий были представлены парные противоположные содержательные и эмоционально-оценочные смысловые ассоциации, предлагалось выбрать характеристики образов Европы и Армении. Основные выводы сводятся к тому, что стереротипизированные представления молодежи Еревана о Европе в целом и о европейских странах, главным образом, основаны на экономических и промышленных характеристиках и стереотипах о благополучии, экономической стабильности, богатстве, высоких стандартах потребления, а также на либеральных и демократических ценностях − демократическое развитие, равенство, права человека, солидарность, свобода, процветание, свобода слова.

На основе анализа данных исследования было сделано следующее заключение: в картине мира молодежи Еревана образ Европы реализуется преимущественно в рамках модели политической толерантности, которая может быть описана формулой «Я–Другой–Иной», наиболее соответствуя не образу «Чужого», а определенному референтному образу «Значимого Другого», на которого проецируются представления этой группы о культурных, социальных и политических ценностях.

Ключевые слова: стереотип, идентичность, Европа, молодежь, толерантность, этноцентризм, картина мира.

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ


«ЧУЖОЙ» VERSUS «НЕОЧУЖОЙ»: К ПРОБЛЕМЕ ТРАНСФОРМАЦИИ АДАПТАЦИОННЫХ ПРАКТИК МИГРАНТОВ В ЕВРОПЕ И РОССИИ
Хлыщева Е.В. С.99-120

Аннотация: Пространственная гетеротопия современного коммуникативного пространства способствует появлению новых культурных паттернов, определяющих современные формы культурных и социальных контактов. Однако сохраняющиеся стереотипы в плоскости «Чужой − Другой», последовательно воспроизводимые обществом, вступают в противоречие с изменяющимися социокультурными реалиями, когда мощные миграционные потоки сталкивают разноуровневые культуры между собой.

Закономерное желание сохранить культурную самобытность способствует консервации многих культурных форм, не соответствующих развитию постиндустриального общества. Гетеротопия ломает сложившиеся стереотипы и конструирует новое транскультурное пространство, требующее теоретического осмысления. В статье анализируется проблема «сохранения»: что мы сохраняем − культуру в целом или культурный код, представленный набором стереотипов и традиций? Чью культуру мы должны защищать и от кого − традиционную от вызовов глобализации или «Свою» от «Чужого»?

В статье исследуются два противоположных подхода: сохранение традиционности вне инновационного пространства и ломка всех традиционных устоев. В гетеротопном пространстве современного общества преобладающим становится по ряду причин первый подход. Усложняющим фактором становится трансформация «Чужого» в форму «Неочужого» с ризомным видением мира, что существенно усложняет его адаптацию в принимающие общества. Это ставит задачу создания новой стратегии межкультурной коммуникации. Автор дает теоретический анализ существующих проблем внедрения адаптационных практик «Неочужого» в гетеротопном пространстве, который выводит на уровень понимания глубинных причин культурной конфронтации и определяет необходимые меры по ее преодолению.

Ключевые слова: чужой − неочужой, картина мира, миграция, социальная интеграция, глокализация, гетеротопия.

ПРОБЛЕМЫ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКИХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Михайлова Т.А., Студеникина Е.С. С.121-136

Аннотация: Физическая культура и спорт впервые стали предметом изучения отечественных социологов в 20-е гг. ХХ в., однако исследования в этой сфере долгое время находились на периферии социологического знания. В статье рассматривается история формирования данного научного направления и акцентируется внимание на работах современных ученых в области социологии спорта и физической культуры. Авторами проводится анализ диссертационных исследований и публикаций в российских научных журналах: «Социологические исследования», «Журнал социологии и социальной антропологии», «Социологическая наука и социальная практика», «Вестник спортивной науки», «Теория и практика физической культуры» и ряда других с начала 2000-х гг. по настоящее время. Это позволяет зафиксировать рост научного интереса к проблемам физической культуры и спорта и выделить несколько преобладающих направлений современных исследований: социализирующая функция спорта (на примере различных групп населения), формирование здорового образа жизни, история спорта как социального института, социокультурные, философские и правовые аспекты спортивной деятельности, специфика профессионального спорта, влияние физической культуры на молодежь и т. д. При этом социологические публикации в российских спортивных журналах встречаются чаще, чем статьи о физической культуре − в социологических изданиях. Социология физической культуры и спорта за последние сто лет постепенно сформировалась как научная дисциплина, однако ее представленность в предметном поле современной российской социологии все еще непропорционально мала относительно возросшего общественного и государственного интереса к вопросам развития массового и профессионального спорта.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, социологические исследования, социология физической культуры и спорта, социальный институт спорта, социологические исследования спорта.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ


СВЯЗЬ ОБРАЗА ПАРТНЕРА С ОБРАЗОМ  РОДИТЕЛЕЙ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ВОСПОМИНАНИЯХ ЖЕНЩИН
Шлыкова Ю.Б., Ейбоженко В.Ю. С.137-149

Аннотация: В статье представлено исследование образов родителей и партнера по отношениям через автобиографические воспоминания женщин. Авторы опираются на психоаналитический и субъектно-бытийный подходы в описании ситуации переноса собственного детско-родительского опыта на отношения с партнером. В работе анализируется схожесть или различие в структуре и содержании воспоминаний о родителях и о партнере по отношениям. Авторами предложена модель анализа воспоминаний личности, включающая шесть основных критериев: наличие Я-ситуации, Мы-ситуации в описываемом событии как показатель готовности к партнерским конструктивным отношениям; активность главного персонажа как проявление субъектности в собственной жизни; степень осознанности и вербализации переживаний как показатель принятия или отвержения личного опыта; число персонажей воспоминания как готовность включаться в разнообразные социальные отношения; время описания воспоминания (прошедшее, настоящее, будущее), отражающее актуальность в настоящем описываемых событий и некоторые защитные эффекты автобиографической памяти; сила выраженности Эго как показатель локуса контроля, идентификации с другим, значимости отношений с описываемыми субъектами отношений. На основании выделенных критериев авторы анализируют структуру и содержание воспоминаний респондентов. Проводится сравнительный анализ двух групп женщин: имеющих одинаковые либо различающиеся структурно-содержательные характеристики автобиографических воспоминаний о родителях и о партнере по отношениям. Авторы рассматривают рассогласованность структуры и содержания воспоминаний о родителях и о партнере, как неготовность женщины включить образ мужчины (партнера) в собственную историю жизни, субъективную картину жизненного пути. Такая деформация объясняется авторами с позиций психоаналитического подхода, как результат неадекватности детско-родительского опыта. Авторы указывают ряд причин, обусловливающих согласованность или рассогласованность воспоминаний о родителях и о партнере, среди них: стиль и другие особенности детско-родительских отношений в собственном детском опыте; зрелость и длительность отношений с партнером; удовлетворенность отношениями с партнером; оправданность или неоправданность ролевых ожиданий в отношениях. Различия между двумя группами женщин выявлены по всем выделенным критериям. В результате исследования авторы показывают, что связь образа родителей и образа партнера по отношениям носит стилевой характер, связанный с феноменами идентичности, включенности в отношения и готовности восприятия партнера как части собственной истории жизни.

Ключевые слова: автобиографические воспоминания, критерии анализа воспоминаний, образ родителей, образ партнера, субъективная картина жизненного пути.

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  ПОДЧИНЁННЫХ И ПРЕДПОЧИТАЕМЫЙ ИМИ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
Григорьев М.В., Макаревская Ю.Э. С.150-161

Аннотация: В статье раскрывается проблема исследования личностных особенностей подчиненных и предпочитаемого ими стиля управления. В тексте приведены теоретические аспекты вопроса, а также результаты практического исследования, в котором приняли участие военнослужащие, претендующие на управленческие или исполнительские должности.

Стиль управления рассмотрен в новом ракурсе: с позиции подчинённых, что актуально для психологии управления, где в основном представлены исследования психологических аспектов именно управленческой деятельности, а не исполнительской.

Большая часть исследований подчинённых сделана на выборке представителей силовых структур, так как данная сфера имеет линейную структуру управления и специфику четко определённого вертикального подчинения. Однако и в этих исследованиях личность подчинённого раскрыта недостаточно. Наверняка потребуется не одно исследование, чтобы раскрыть эту проблему в психологии управления.

Суть проблемы мы видим в том, что управленческая деятельность по определению предполагает влияние руководителя на объект управленческого воздействия, а таковым объектом является подчинённый. Следовательно, для разработки каких-либо психологических рекомендаций по поводу эффективного управления необходимо исследовать не только личность управленца или руководителя, но и личность подчинённого как объекта управленческих воздействий.

В данной работе показано, что предпочитаемый подчиненными-военнослужащими стиль руководства не зависит от их личностных особенностей (по 16-факторному опроснику Кеттелла) и характерологических свойств (акцентуаций характера). Определено, что военнослужащие, претендующие на исполнительские должности обладают существенно более выраженным общим экстернальным локусом контроля в сравнении с военнослужащими, претендующими на управленческие должности.

Результаты являются достоверными по показателям статистических критериев, однако не исчерпывают проблему исследования личности подчинённого в психологии управления.

Ключевые слова: руководство, стиль управления, личностные особенности, психология подчинённого

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ РЕГУЛЯЦИИ СТРЕСС-ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Вольвич Ю.К. С.162-178

Аннотация: В статье проведено обобщение данных эмпирического исследования, направленного на выявление психологических ресурсов регуляции стресс-преодолевающего поведения личности, включенной в организационные процессы разных сфер и видов деятельности. Установлено, что сочетание ресурсов может быть представлено в виде двух базовых моделей − малоконструктивной (Модель I) и конструктивной (Модель II), верифицирующихся в шести подтипах, фокусирующих специфику регуляции стресс-преодолевающего поведения у субъектов разных сфер деятельности.

Три подтипа, верифицирующих Модель I, имеют наибольшую выраженность в среде торговых работников мужского пола (подтип 1), а также представляют женский тип преодолевающего поведения работников банка (подтип 2) и вуза (подтип 3). Ресурсную роль в подтипах Модели I имеют:

– мотивация избегания, направленность на себя, стремление брать на себя сверхнагрузки в работе, копинг «бегство/избегание», высокая требовательность по отношению к другим, стремление к постоянному росту, совершенствованию, ценность высокого уровня межличностного доверия, компонентов клановой ОК (подтип 1);

– стремление к высоким показателям в деятельности, мотивация успеха, направленность на дело, ценность собственных принципов в совместной деятельности, сочетание стратегий избегания и принятия ответственности в копинг-ресурсах, высокая значимость межличностного доверия, ценности клановой модели организационной культуры (подтип 2);

– высокий уровень нервно-психического напряжения, мотивации успеха в сочетании с ценностью потенциальных достижений; направленность на задачу, копинги «бегство», «принятие ответственности»; малая значимость традиций организации, высокий уровень доверия другим, ценность принципов и норм клановой организационной культуры (подтип 3).

Подтипы, верифицирующие Модель II, характерны преимущественно для мужчин, занятых в банковской сфере (подтипы 4 и 5) и научно-педагогических работников вуза (подтипы 5 и 6). Для подтипов Модели II характерны:

– принятие ценностей других, гибкость поведения, направленность на себя и на избегание неудач, стремление быть причастным к ближнему кругу власти в организации, реализация потенциальных достижений; сочетание гиперактивности копинга «дистанцирование» с инвариантной для данной модели копинг-стратегии «поиск социальной поддержки»; малая значимость неформальных отношений в коллективе, оценка существующей организационной культуры как бюрократической при желании видеть в ней более выраженные элементы рыночных отношений (подтип 4);

– умение принимать ценности других, гибкость поведения, мотивация успеха, направленность на дело; стремление использовать возможности влиять на других и иметь перспективы реализации потенциальных достижений; малая ценность стабильности неформальных групп, организационного доверия, карьерного продвижения; максимальная активность копинг-стратегии «поиск социальной поддержки» при оптимальной выраженности копингов «дистанцирование» и «планирование решения проблемы»; предпочтение трансформации существующей «бюрократической» организационной культуры в культуру кланового типа (подтип 5);

– устойчивое преобладание мотивации успеха, направленности на дело; ресурсная роль копинг-стратегий «поиск социальной поддержки» (инвариантная) и специфической для данного подтипа высоко активной стратегии «планирование решения проблемы»; развитые гибкость поведения и широта интересов; высоко выраженные ценности потенциальных достижений, материального интереса, стабильности в организации, организационного доверия; низкая значимость нормативности деятельности, традиций организации, стабильности неформальных групп; предпочтение в перспективе организационной культуры кланового типа (подтип 6).

Полученные данные позволяют выделить мишени психологического воздействия при оказании поддержки личности, обладающей качествами, моделирующими первые подтипы ресурсов регуляции стресс-преодолевающего поведения.

Ключевые слова: стресс; психическое напряжение; организационный стресс; стресс-преодолевающее поведение; ресурсы регуляции; личность как субъект организационных процессов; модель психологических ресурсов регуляции поведения.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Ковалева Н.В. С.179-190

Аннотация: В статье международная образовательная деятельность вузов рассматривается как дополнительный фактор развития субъектности обучающихся через самопонимание и готовность понять и принять культуру и ценности не только представителей другой этнический группы, но и другого государства. Раскрывается значение параметров образовательной развивающей среды: возможности личностного и профессионального роста, организационная ясность, поощрение стремления к совершенству и т. д. Приводятся данные исследования, в котором выявлены сходства и различия влияния стрессогенных факторов среды в группах российских и иностранных студентов. Выявлено, что у студентов доминируют проблемы самореализации себя в качестве субъектов. Но у россиян они связаны со смыслами и значениями, а у иностранных студентов − с операциональной стороной деятельности. Показано, что преодолению стрессовых переживаний способствуют рефлексия, готовность к адекватным действиям против стрессоров. Определены направления профилактики стрессов обучающихся: обеспечение понимания студентами целей своего обучения и личных целей, социальной ответственности; проектирование индивидуальной образовательной программы; создание условий для переживания ситуаций успеха от завершения тех или иных видов учебно-образовательной деятельности; поддержание в силе развивающей образовательной среды. Указанные меры способствуют повышению у обучающихся самооценки, уверенности, оптимизма−важных условий для совладания со стрессогенными факторами, влияющими на взаимодействие и эффективность обучения.

Ключевые слова: международная образовательная деятельность, субъекты образовательного процесса, развивающая образовательная среда.

СКАЧАТЬ ВЕСЬ НОМЕР