№4

СКАЧАТЬ ВЕСЬ НОМЕР

ПСИХОДИАГНОСТИКА


АДАПТАЦИЯ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КАРЬЕРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
 Дёмин А.Н., Седых А.Б. C.6-16

Ключевые слова: ПСИХОМЕТРИКА, КАРЬЕРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ, ПОТРЕБНОСТЬ В ИНФОРМАЦИИ

Аннотация: Представлены этапы и результаты адаптации методики Д. Холланда, Д. Дайжера, П. Пауэра «My Vocational Situation» на русский язык. Методика включает шкалы «Профессиональная идентичность», «Барьеры развития», «Потребность в информации». Все три переведённые шкалы несколько раз предлагались небольшим группам респондентов с последующим обсуждением для уточнения формулировок пунктов. Внутренняя консистентность шкал была проверена на выборке n = 208 (студенты вузов, обучающиеся на 2, 3, 4 курсах бакалавриата и специалитета). Значения коэффициента ά Кронбаха достаточно высокие (0,758‑0,857) и свидетельствуют о внутренней надёжности всех трёх шкал. Они оказались сопоставимыми с показателями, вычисленными для других иноязычных версий, в частности, испанской, португальской, латвийской и др. Ретестовая надежность шкал определялась на выборке n = 44. Полученные результаты свидетельствуют о высокой устойчивости диагностируемых показателей. Проверка конструктной валидности осуществлялась на выборке студентов и работающих (n=260). Для валидизации использовалось сочетание нескольких методик. Анализ показал наличие тесных корреляций между показателями шкал в методике «My Vocational Situation», с одной стороны, и показателями большинства методик, привлеченных для оценки конструктной валидности этих шкал, с другой стороны. Полученные результаты дают основание использовать методику «My Vocational Situation» в научных исследованиях карьерного самоопределения на российских выборках.

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ


СОВРЕМЕННЫЕ КОНТЕКСТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИОГУМАНИТАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Коваль И.М., Подшивалкина В.И. C.17-30

Ключевые слова: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА, СОЦИОГУМАНИТАРНЫЕ РИСКИ, ОПАСНОСТИ

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы классических университетов, обусловленные как человекоразмерными рисками и опасностями современного постиндустриального общества, так и сменой общенаучных парадигм. Проанализированы концепции общества риска Н. Лумана, Э. Гидденса и У. Бека. Показано, что в современном обществе и повседневное, и экспертное знание порождают риски, связанные с деятельностью людей и с принимаемыми ими решений. Рассмотрены особенности современной дидактики высшей школы, обусловленные классической научной парадигмой: принципиальная дисциплинарная дифференциация, акцент на структурных характеристиках явлений и на их взаимовлиянии, а не на процессуальной составляющей этих явлений, их пространственной и временной определенности и др. Показана роль не только внутренних, но и внешних контекстов в реформировании современного высшего образования. Обосновывается авторский подход к внутренней и внешней пространственно-временной контекстности высшего образования, как фактора уменьшения рисков становления профессионализма и профессионального самоопределения студентов.

ЮБИЛЕИ


НИНА ВАСИЛЬЕВНА КУЗЬМИНА И ЕЁ НАУЧНАЯ ШКОЛА
Бедерханова В.П. C.31-36

Ключевые слова: НАУЧНАЯ ШКОЛА Н. В. КУЗЬМИНОЙ, АКМЕОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Аннотация: В юбилейной статье отражён жизненный путь в науке выдающегося отечественного учёного профессора Нины Васильевны Кузьминой и этапы создания возглавляемой ею научной школы. Н.В. Кузьмина продолжила развитие ленинградской психологической школы, основанной Б.Г. Ананьевым. Ею был выпущен ряд монографий, переведённых впоследствии на иностранные языки: «Формирование педагогических способностей», «Очерки психологии труда учителя», «Методы исследования педагогической деятельности» и другие. Под научным руководством Н.В. Кузьминой в период 1967‑1984 гг. было выполнено более 200 диссертаций. Ей принадлежит заслуга разработки общей теории функционирования педагогических систем, методологии системно-структурного подхода к педагогическим явлениям, сформулирован предмет акмеологии как науки о вершине профессионализма. Н. В. Кузьминой даны определения ряда основных понятий новой научной дисциплины. В настоящее время ею ежегодно проводятся традиционные научные школы и конференции, на которые собираются её ученики разных поколений.

ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Н. В. КУЗЬМИНОЙ: ГЕНЕЗИС И СЛЕДСТВИЯ
Остапенко А.А. C.37-52

Ключевые слова: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОБИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАНИИ

Аннотация: В статье последовательно изложены этапы развития теории педагогической системы Н.В. Кузьминой: от первой предложенной в 1970 гг. четырёхкомпонентной модели до новой семикомпонентной. Проанализирован и обобщён теоретический и практический опыт моделирования и создания педагогических систем, как самой Кузьминой, так и её учениками и последователями. Также приведены некоторые прикладные следствия этой теории, разработанные учёными школы Н.В. Кузьминой. В их числе обобщены варианты структуры деятельности разных педагогических работников (школьного учителя, руководителя факультета, куратора, преподавателя), студентов, проанализированы функциональные элементы индивидуальной педагогической деятельности и элементы функционального решения образовательных задач. Особый интерес представляет разработанная Ю.С. Тюннинковым и М.А. Мазниченко на основе теории педсистем обобщённая классификация педагогических фобий и маний. Статью завершает полная хронологическая таблица этапов эволюции теории педагогической системы Н. В. Кузьминой. Публикуется к 90‑летию Н.В. Кузьминой.

ПРИГЛАШАЕМ К ДИСКУССИИ


ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС КАК ПРОЕКТ ОПТИМИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Гришин Н.В., Мармилова Е.П. C.53-63

Ключевые слова: ВЫБОРЫ, ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПРАВО, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС

Аннотация: Одним из направлений развития избирательной системы России является возможная кодификация избирательного права. В статье обосновывается целесообразность кодификации для систематизации и развития избирательного права России. Анализируются попытки по кодификации избирательного права в России. Рассматривается история разработки и продвижения проекта избирательного кодекса России, выполненного под руководством А.Е. Любарева, в частности, заложенные в нем возможности существенного реформирования норм российского избирательного права. Авторы останавливают внимание на содержательных составляющих проекта, таких, как возвращение некоторых институтов избирательной системы, существовавших до 2005‑2007 гг., меры по обеспечению демократичности и прозрачности выборов, законодательное закрепление демократической методики распределения мандатов при выборах по партийным спискам. Формулируются предложения по оптимизации проекта Избирательного кодекса.

НУЖЕН ЛИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ СОБСТВЕННЫЙ КОДЕКС?
Громыко С.В. C.64-70

Ключевые слова: ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, ВЫБОРЫ, РЕФЕРЕНДУМ, СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА, КОДИФИКАЦИЯ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС

Аннотация: Постоянные, не прекращающиеся изменения избирательного законодательства в очередной раз ставят на повестку дня вопрос о кодификации норм избирательного права. В статье с позиций общеправовой теории рассматриваются актуальные задачи электорально-правовой кодификации, вносятся предложения по формированию системы источников избирательного права, анализируются возможные коллизии норм избирательного права и способы их разрешения. Автор приводит аргументы, препятствующие кодификации избирательного права на нынешнем этапе развития законодательства РФ.

ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА


О СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ: МЕТОД ОЦЕНИВАНИЯ, РАЗЛИЧИЯ ОЦЕНОК ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ БИЗНЕСА, НКО И ГОССЛУЖАЩИХ
Титова О.Ю., Якимец В.Н. C.71-82

Ключевые слова: ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА, ИНСТИТУТЫ, МЕХАНИЗМЫ, СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТОВ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация: Разработанный ранее инструментарий для оценки деятельности институтов и акторов публичной политики (ЯН-индекс) в течение 2009‑2013 гг. был использован в 38 субъектах РФ. С помощью специальной анкеты в каждом из них было опрошено более 7000 респондентов, представлявших три группы граждан: госслужащие; владельцы малого и среднего бизнеса и наемные работники; сотрудники некоммерческих организаций. Предложен новый обобщенный критерий — состоятельность институтов и механизмов публичной политики. Приведена формула для расчета критерия. Дано обоснование нового оригинального подхода к оценке состоятельности институтов ПП, состоящего в их категоризации на три непересекающиеся группы — состоятельные, слабо состоятельные и несостоятельные. Визуализация результатов расчетов дана на примере обработки данных опросов представителей бизнеса, НКО и госслужащих в одном из субъектов РФ.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ


«КОММУНИКАТИВНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ»: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Курочкин А.В. C.83-92

Ключевые слова: КОММУНИКАТИВНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ, СЕТЕВЫЕ ФОРМЫ КООРДИНАЦИИ, КОММУНИКАТИВНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ, ИНТЕРПРЕТАТИВНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ, ЦЕННОСТНЫЕ ПОРЯДКИ

Аннотация: Ключевая проблема, рассматриваемая в статье — это поиск нового определения эффективности государственного управления, а также базовых принципов, обеспечивающих эффективный процесс координации в условиях современного сетевого общества и экономики знания. Рассматривается трактовка понятия «эффективность» в различных школах теории управления. С целью решения данной задачи автор вводит в научный оборот понятие «коммуникативная эффективность» и раскрывает методологические основания, на которых оно базируется. Основное внимание при этом уделяется неоинституциональному подходу (теории соглашений) и концепции коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Выделяются принципы, обеспечивающие коммуникативную эффективность системы государственного управления: обеспечение возможности одновременного сосуществования различных форм координации взаимодействий и легитимирующих их ценностных порядков; минимизация возможной экспансии одного ценностного порядка и доминирования какой‑либо одной формы координации; необходимость учета при выборе той или иной формы координации соответствующей ей временной перспективы; создание соответствующей институциональной основы; широкое использование сложных сетевых форм координации.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В РУНЕТЕ: ДИАЛОГ РЕАЛЬНОСТИ С ВИРТУАЛЬНОСТЬЮ
Ганюшкина Э.А. C.93-105

Ключевые слова: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОНЛАЙН-ОФФЛАЙН ДИСКУРС, ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КИБЕРВОЙНЫ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, КРАУДСОРСИНГ, ВИРТУАЛЬНЫЙ ПАМЯТНЫЙ ЛАНДШАФТ

Аннотация: Статья посвящена анализу трендов и риторики такой разновидности политического дискурса, как исторический дискурс применительно к русскоязычному сегменту Интернета. Описывается также действие механизма идеологического киберпротивостояния с использованием исторического ресурса на примере практик электронного голосования, конструирования виртуальных «мест памяти», производства интернет-контента. Анализируется инициатива по разработке концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории и возможные последствия её реализации. Автором делается вывод о взаимовлиянии онлайн-оффлайн практик исторической политики и об определенной мере компрессии виртуального массового исторического дискурса на принятие правительственных решений.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ


РАЗВИТИЕ ИДЕЙ А.В. БРУШЛИНСКОГО В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТНО-БЫТИЙНОГО ПОДХОДА
Рябикина З.И., Фоменко Г.Ю., Ожигова Л.Н. C.106-122

Ключевые слова: СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД, СУБЪЕКТНО-БЫТИЙНЫЙ ПОДХОД, СУБЪЕКТ, ЛИЧНОСТЬ, БЫТИЕ, СО-БЫТИЕ, ПРОСТРАНСТВА БЫТИЯ, ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация: В статье анализируется 10‑летняя ретроспектива проведения регулярных тематических конференций психологами Кубанского университета совместно с коллегами Института психологии РАН по развитию идей субъектного подхода в психологии. Осуществлена рефлексия пройденного пути и осмысление состоявшегося и достигнутого. В фокусе рассмотрения в большей мере организационный аспект научной активности, характеризующий развитие фундаментальной научной темы через фиксацию организованных психологами Кубанского университета встреч и дискуссий между коллегами из различных образовательных и научных организаций Российской федерации и зарубежья, развивающих в своих исследованиях субъектный подход. Формулируются и обсуждаются программные положения теоретико-методологического оформления субъектно-бытийного подхода и психологии человеческого бытия. Обоснована правомерность активного использования понятия «бытие» психологами. Проясняется психологическое содержание понятия «бытие личности» как объективированной в процессах и предметах мира субъективности. Проанализирована категориальная сетка основных понятий субъектно-бытийного подхода: личность, субъект, бытие (аутентичное / неаутентичное), со-бытие, пространства бытия (предметно-пространственная среда, время, пространство межличностных отношений и т.д.), границы пространств бытия, самоактуализация, личностная идентичность. VI-я Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Личность и бытие: субъектный подход», посвящённая 80‑летию со дня рождения А.В. Брушлинского, рассматривается как очередной важный этап в развитии идей этого выдающегося учёного на площадке Кубанского университета.

 

СКАЧАТЬ ВЕСЬ НОМЕР