№2

СКАЧАТЬ ВЕСЬ НОМЕР

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ


ОБРАЗ СЕБЯ КАК УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ В ВОСПОМИНАНИЯХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
Шахова Е.М. C. 6-16

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования воспоминаний юношей и девушек о ситуациях успеха. Дается определение успешности человека, успешность рассматривается через субъективную оценку достижений в различных сферах жизнедеятельности. Результаты интерпретируются по определенным критериям, отражающим особенности конструирования автобиографических воспоминаний: образ другого человека, представленного в тексте, и его роль в достижении успеха; активность респондента в описываемых ситуациях; описание событий в различных временных формах; сферы жизнедеятельности, в которых чаще всего локализуются ситуации успеха; стратегии достижения успеха. Проанализированы основные различия в представлениях о себе как успешной личности в группах девушек и юношей: ориентация на разных людей в построении образа себя как успешной личности; разное определение собственной роли в достижении успеха; различия во временной ориентации; использование разных жизненных сфер для реализации успеха; предпочтение разных стратегий и целей достижения успеха. Описаны механизмы построения образа себя как успешной личности у юношей и девушек. Юноши ориентированы на образы успешных мужчин; успех часто рассматривают в перспективе; считают успех результатом собственных усилий; стремятся к подтверждению собственной успешности; чаще добиваются успеха в отношениях с друзьями, хобби и учебе. Девушки ориентированы на успех ближайших родственников; воспоминания об успехе переживаются в настоящем; ведущими мотивами достижения успеха служат оценки значимых людей и получение удовольствия. Представлены особенности построения образа себя как успешной личности в юношеском возрасте, не зависящие от пола респондента: ориентация на достижения отца; низкая значимость характеристик внешнего облика; слабая ориентация на сферу семейных отношений и высокая значимость образовательной сферы; ориентация на подтверждение успеха значимыми людьми.

Ключевые слова: успешность личности, ситуация успеха, автобиографические воспоминания, юношеский возраст.

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ


ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Бедерханова В.П., Гильмидинова Т.В. C. 17-35

Аннотация: В статье сделана попытка ответить на вопрос, каким должен быть процесс педагогического сопровождения инновационной деятельности педагогов в учреждении дополнительного образования детей, чтобы эффективно влиять на результаты инновационной практики с учётом её особенностей; предложена процессуальная модель такого сопровождения и дан анализ результатов её использования. Под педагогическим сопровождением понимается специально организованный процесс содействия коллективной или индивидуальной инновационной деятельности, представляющий собой циклическое взаимодействие его субъектов, направленное на преодоление образовательных дефицитов, профессионально-личностных проблем и трудностей педагогов в инновационной практике и развитие их инновационной культуры.

Представленная процессуальная модель педагогического сопровождения инновационной деятельности отражает основные этапы педагогического сопровождения; создана схема процесса содействия субъектов сопровождения в преодолении профессионально-личностных проблем педагогов, возникающих в ходе инновационной деятельности. В статье дан анализ эффективности использования модели в экспериментальных группах учреждений дополнительного образования детей: приводятся результаты измерения динамики мотивов инновационной деятельности, развития уровня знаний, умений, навыков педагога в области инновационной деятельности, творческого потенциала, методологической культуры, решения проблем педагогической деятельности. Делается вывод о том, что процесс педагогического сопровождения инновационной деятельности педагогов (индивидуальной или коллективной) существенно влияет на её результаты, стимулирует мотивацию к ней, помогает решать профессионально-личностные проблемы, с которыми неизбежно сталкиваются педагоги в своей деятельности, способствует развитию их инновационной культуры, при этом коллективная инновационная деятельность при применении процесса сопровождения в реализации инновационных решений более продуктивна, чем индивидуальная.

Ключевые слова: коллективная инновационная деятельность, индивидуальная инновационная деятельность, педагогическое сопровождение, процессуальная модель, инновационная культура, педагогическая система.

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ


ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ
Романова А.П., Бичарова М.М. C. 36-55

Аннотация: Целью статьи является понятийный анализ проблемы культурной безопасности в российском дискурсе. Основная задача – на основе сравнительного анализа близкой терминологии в английском и российском научном дискурсе (culturalsafety, culturalsecurity, культурная безопасность) систематизировать накопленное знание и унифицировать понятийный аппарат; раскрыть основные характеристики понятия «культурная безопасность» и его операциональный смысл.

Учитывая сложность и дискуссионность проблемы культурной безопасности в отечественной литературе, использование методического инструментария продиктовано конкретными целями и задачами частного направления исследования. Методологической основой данного исследования послужили фреймовый анализ, сравнительный анализ отечественного научного дискурса и философская рефлексия вокруг правомерности применения самого понятия «культурная безопасность».

Если за рубежом есть сложившиеся школы, в том или ином виде анализирующие проблемы культурной безопасности (Копенгагенская и Парижская), то в отечественном научном дискурсе таких сложившихся школ пока нет. В статье показана дискуссионность данной проблемы для отечественного дискурса, связанная с проблемой культурной идентификации российского человека в связи с его промежуточным положением между восточной и западной культурами, проанализированы позитивная и негативная точки зрения как на использование самого термина, так и на анализ культурной ситуации в России в плане культурной безопасности. Авторами дана собственная дефиниция понятия «культурная безопасность», показана его многоплановость, раскрыта его эволюция, намечены основные концептуальные моменты создания российской школы культурной безопасности. Авторы предлагают на основе соединения регионального подхода Копенгагенской школы и фуконианских традиций Парижской школы собственную методологию исследования, основанную на концепте гетеротопии М. Фуко. Анализ особых регионов с точки зрения их гетерогенности, происходящей из поликультурного, особого геополитического и экономического пространств, позволяет расширить методологические рамки исследования и рассмотреть эти пространства в отличие от основных (мейнстримных, гомогенных) пространств. Это дает шанс выявить новые факторы и механизмы культурной динамики, которую ускоряют или замедляют разнообразие акторы (этнические, социальные, политические).

Ключевые слова: культура, культурная безопасность, массовая культура, гетеротопия, культурная идентичность.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ


ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В ТРЕТЬИХ СТРАНАХ: ИНСТРУМЕНТЫ И МЕХАНИЗМЫ
Харитонова Е.М. C. 56-69

Аннотация: В статье рассматривается политика Великобритании по предотвращению и регулированию межэтнических конфликтов в других странах. Такая деятельность является неотъемлемой частью внешнеполитической стратегии Соединенного Королевства и во многом продолжает традиции Британской империи. Сегодня она позиционируется, с одной стороны, как часть стратегии национальной безопасности и усилий по противодействию терроризму, с другой стороны — как составляющая британской помощи международному развитию.

В рамках программ содействия развитию очевидны постепенный уход от идей мультикультурализма и одновременно продолжение политики, основанной на концепциях продвижения демократии и преодоления неравенства. Смена приоритетов объясняется, прежде всего, внутренними факторами, в частности, признанием неуспешности политики мультикультурализма в самой Великобритании. Однако представления о том, что создание демократических институтов и внедрение демократических процедур по западному образцу способны предотвратить и/или урегулировать этнические и религиозные конфликты, также подвергаются пересмотру. Негативные последствия вмешательства западных стран на Ближнем Востоке вызывают в британском обществе сомнения относительно возможности распространения собственных ценностей, норм и моделей поведения в третьих странах. Кроме того, растут опасения, связанные с возрастающим конфликтным потенциалом, вызванным межэтническими и межконфессиональными противоречиями в самой Великобритании. Сегодня эксперты все чаще заявляют о необходимости переосмысления моделей, на которых строится политика предотвращения конфликтов, в частности, имеющих этническую и религиозную природу.

Тем не менее, вопреки критике, касающейся невысокой эффективности такой работы, она будет продолжена и при новом правительстве консерваторов Д. Кэмерона.

Ключевые слова: Великобритания, предотвращение конфликтов, политическая идентичность, межэтнические конфликты, содействие международному развитию, «мягкая сила», «умная сила».

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ


УПРАВЛЯЕМОСТЬ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ БРАЗИЛИИ
Блинова Е.А. C. 70-85

Аннотация: В условиях неопределенности (процессы глобализации, разнообразные экологические проблемы, рост населения в мире, проблемы голода, угроза терроризма и многие другие) государство заинтересовано в новых способах реагирования на вызовы окружающей среды. Бразилия на протяжении последних трех десятилетий активно стремится повысить свои позиции за счет сокращения социального неравенства, финансирования наукоемких отраслей, улучшения макроэкономических показателей, участия в региональных и глобальных международных организациях, таких как БРИКС, Меркосур и др. В статье проанализированы динамические способности Бразилии, инклюзивность ее экономических и политических институтов с целью выявления уровней управляемости и конкурентоспособности государства. Новые динамические способности бразильского государства, обеспечившие успешность его политики, сформировались в результате структурных реформ, начатых еще в 1980-х гг. и осуществленных в период президентства Ф. Э. Кардозо и Л. И. Лулы да Силвы. К динамическим способностям государства относятся: умение государства поддерживать и развивать инновационную деятельность частных и национальных предприятий; поддержание открытости и прозрачности управленческих процессов; налаживание сотрудничества между бизнесом, наукой и образовательной сферой; социальный капитал государства. В то же время инклюзивность политических и социальных институтов подразумевает демократический характер политического процесса и выступает альтернативой распределительной и рыночной моделям социально-экономического развития. В исследовании используются данные показателей, взятые из Глобального инновационного индекса за 2013 и 2014 гг. и Глобального индекса конкурентоспособности за 2013/2014 и 2014/2015 гг. По результатам анализа выявлено, что Бразилии удалось достичь состоятельности государства в обеспечении внешней безопасности, внутреннего порядка, легитимности, управленческих способностей. Однако динамические способности пока что находятся на минимальном уровне и требуют дальнейшего совершенствования.

Ключевые слова: управляемость, конкурентоспособность, БРИКС, Бразилия, инклюзивность, динамические способности, состоятельность государства, неопределенность.

ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКОЙ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОГО ПРИГРАНИЧЬЯ
Блохин В.Н. C. 86-99

Аннотация: Статья рассматривает состояние и динамику сельских территорий российско-бело-русского приграничья. Обращается внимание на кардинальные преобразования, которые испытало российское и белорусское село после распада СССР. Оцениваются возможности дальнейшего реформирования и улучшения динамики сельских территорий. Анализируются данные социологических исследований, проведенных российскими и белорусскими учеными, на основании чего строятся прогнозы на будущее. В статье также сформулированы рекомендации по улучшению управления приграничными регионами России и Беларуси. Цель экономических и управленческих преобразований – повышение уровня жизни населения сельских территорий, выход российско-белорусского приграничья на путь устойчивого развития.

Рыночные реформы 1990-х гг. были наиболее радикальными в Российской Федерации. Введение частной собственности, резкое снижение государственных субсидий для сельских территорий, отмена протекционистских мер для иностранных производителей привели к разорению многих российских сельхозпроизводителей, особенно в периферийных районах, к которым относится российско-белорусское приграничье. Недальновидные управленческие решения привели к декапитализации экономики сельских территорий, росту безработицы, обнищанию населения, миграции.

С середины 1990-х гг. рыночные реформы в Беларуси были приостановлены, увеличилась роль командно-административных методов управления, особенно в аграрном секторе — главной экономической сфере села. Усиление роли государства способствовало улучшению социально-экономических условий жизни жителей села. Однако к началу 2000-х гг. положительный эффект государственного регулирования был исчерпан, консервация советской политико-экономической системы повлекла за собой застой в развитии, снижение эффективности сельской экономики, рост убыточных предприятий.

В итоге в России и Беларуси сложились различные системы управления сельскими территориями. Основной управленческой задачей в обоих государствах является поиск наиболее эффективной модели социально-экономического развития села. Эта задача может быть реализована в случае расширения полномочий местной власти, развития различных форм собственности, диверсификации сельской экономики, углубления приграничной интеграции.

Ключевые слова: сельские территории, российско-белорусское приграничье, развитие, реформы, проблемы.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНИХ ТРУДОВЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ ИЗ Г. ВАНАДЗОРА
Каракешишян М.C. 100-111

Аннотация: Работа посвящена анализу ряда социальных характеристик внешних трудовых миграционных потоков из г. Ванадзора. На основе результатов количественных и качественных опросов, проведенных весной 2013 г. в Ванадзоре, в статье анализируется демографическая структура, величина, причины и последствия, а также половозрастная структура и уровень образования ванадзорских трудовых мигрантов. Рассматривается ряд особенностей миграционных потоков, связанных со спецификой ситуации, сложившейся в г. Ванадзоре в постсоветскую эпоху. В работе особое место занимает анализ ванадзорских миграционных сетей, которые формируются в результате миграционных потоков и которые способствуют увеличению объемов внешней трудовой миграции, а также выявляются особенности некоторых видов и механизмов формирования миграционных потоков. В работе представлены также различия механизмов формирования и направления женских и мужских миграционных потоков, особенности транзитных (внутренних и внешних) и прямых миграционных потоков, а также различия маятниковой, сезонной и долгосрочной миграции и их влияние на формировании миграционных сетей. В статье рассматривается также переменчивость удовлетворенностью ванадзорской жизнью, связанная с миграционной деятельностью, которая свидетельствует об особенностях субъективного восприятия явлений.

Ключевые слова: миграция, миграционный поток, миграционная сеть, сеть социальных связей, прямая миграция, транзитная миграция.

МЕСТНЫЙ УРОВЕНЬ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ В ЕС (НА ПРИМЕРЕ БЕЛЬГИИ И ФРГ)
Бардин А.Л., Довбыш Е.Г. C. 112-128

Аннотация: Одной из ключевых составляющих комплекса мер по регулированию межнациональных отношений для современных государств выступает политика по интеграции мигрантов в принимающее общество. Потребность в проведении стратегически верного политического курса на этом направлении значительно возросла за последние годы, прежде всего для стран ЕС с наиболее высоким уровнем жизни, испытывающих резкое усиление внешнего притока мигрантов. Поиск ответов на этот вызов сегодня активно ведется на всех уровнях ЕС, от наднационального до локального, однако главное бремя решения текущих проблем ложится именно на местный административный уровень — города, районы, округа, муниципалитеты. В настоящей статье анализируются ключевые тенденции развития практик регулирования интеграции инокультурных мигрантов на местном уровне в двух странах ЕС с федеративным устройством — Бельгии и ФРГ. Уделяется внимание институциональному оформлению политики интеграции на местном уровне, оцениваются особенности процесса принятия соответствующих решений. Местная политика интеграции в этих странах находится под сильным влиянием общегосударственной модели интеграции мигрантов (ассимиляция или мультикультурализм). Большое значение имеют также общая ситуация с миграцией в стране и социально-экономическое развитие регионов. Города могут занимать как активную позицию в разработке и реализации политики или же оставаться исполнителями решений федерального центра и регионов. Примеры Бельгии и ФРГ говорят о том, что активность городов очень важна для сплочения общества и предотвращения конфликтов.

Ключевые слова: город, миграция, интеграция мигрантов, идентичность, ЕС, Бельгия, ФРГ.

РЕЦЕНЗИИ


СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ НЕСТАБИЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ
Дёмина И.В., Дёмин А.Н. C. 129-135

СКАЧАТЬ ВЕСЬ НОМЕР