№4

СКАЧАТЬ ВЕСЬ НОМЕР

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ


МИР ИЛИ ВОЙНА? АЛЬТЕРНАТИВЫ 1939 ГОДА
Иванов А. Г. С. 6–29

Ключевые слова: политика умиротворения, гарантии, переговоры, европейский кризис, соглашение, правительство. 

Аннотация: В статье анализируется предыстория Второй мировой войны. В центре внимания автора — европейский кризис 1939 г. и вызванные им дипломатические инициативы: англо-французские гарантии странам Восточной Европы, переговоры между СССР, Великобританией и Францией, советско-германский пакт о ненападении. Гарантии явились ответной реакцией правительств Чемберлена и Даладье на ликвидацию Чехословакии Германией и последовавшие вызывающие акции Гитлера по отношению к Польше и Румынии. Как свидетельствуют архивные документы, они не имели реального содержания и предназначались для того, чтобы сдержать Гитлера и успокоить общественность. Вскоре последовали англо-франко-советские переговоры, которые при определенных условиях могли привести к созданию большого антигерманского союза, но в силу целого ряда обстоятельств переговоры завершились безрезультатно. Одной из причин неудачи переговоров было нежелание Великобритании и Франции идти на тесное военно-политическое сотрудничество с СССР и стремление договориться с Германией за счет Польши, используя для этого политику умиротворения. Автор на основе архивных документов анализирует дипломатическую борьбу весной и летом 1939 г. и пытается дать ответ на вопрос, почему не удалось создать антигерманский союз с участием в нем великих держав. Его образование позволило бы остановить агрессора — нацистскую Германию и не допустить глобальной катастрофы.

Одной из наиболее дискуссионных проблем предыстории войны является советско-германский пакт о ненападении. Анализ документов и новейшие публикации позволяют автору сделать вывод, что инициатива заключения пакта, как и секретного дополнительного протокола к нему, исходила от немецкой стороны. Что касается СССР, то Сталин колебался и вплоть до середины августа 1939 г. не принимал окончательного решения. Другой вывод, который делает автор на основе анализа альтернатив 1939 г., — пакт Молотова-Риббентропа не повлиял решающим образом на решение Гитлера напасть на Польшу и развязать Вторую мировую войну.

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА»: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ЛОКАЛЬНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АРМЕНИИ)
Атанесян А. В. С. 30–44

Ключевые слова: безопасность человека, человеческое развитие, секьюритология, секьюритизация, институты политической власти, миграция

Аннотация: «Безопасность человека», или «человеческая безопасность» в качестве привнесенного в отечественную научную литературу термина (Human Security), является одним из уровней концептуализации проблем безопасности в современном мире. Сегодня существует множество объектов, вокруг которых разворачиваются концептуальные и технические процессы обеспечения безопасности, как то: безопасность технических систем, безопасность производства, безопасность информации, безопасность государства, безопасность продуктов питания и т.д. Тем не менее все данные и другие уровни обеспечения безопасности и ее изучения в конечном счете сводятся к безопасности человека — к безопасности его жизнедеятельности, его связей и взаимоотношений с другими людьми, его взаимодействия с обществом и природой. Более того, все эти направления обеспечения безопасности того или иного объекта или процесса осуществляются человеком непосредственно или опосредованно созданными человеком средствами (информационными, техническими и военно-техническими, финансово-экономическими, биологическими и пр.). Таким образом, изучение и обеспечение безопасности в любой сфере в конечном счете сводятся к обеспечению безопасности человека, что делает данный термин максимально емким. Кроме того, одним из важнейших факторов интенсификации исследований в области безопасности человека не только в междисциплинарном, но и в сугубо политологическом (секьюритологическом) контексте является повышение уровня жизни в глобальном масштабе. Соответственно, тенденция смещения восприятий угроз с традиционно военно-политической сферы в область экономической, социальной и социетальной, экологической, а также информационной безопасности способствует постановке проблем обеспечения безопасности человека и человеческого развития на новом уровне.

ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА


СИСТЕМНАЯ КОРРУПЦИЯ КАК ПРОБЛЕМА КОЛЛЕКТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И ПОСТАНОВКА ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Нистоцкая М. С. С. 45–56

Ключевые слова: коррупция, модель принципал-агент, теория проблем коллективного действия. 

Аннотация: На протяжении последних нескольких десятков лет модель «принципал-агент» была основной теоретической базой для исследований причин и последствий коррупции и определила содержание антикоррупционных реформ во многих странах мира. Однако, оценив результаты этих реформ скорее как провал, чем успех, многие исследователи стали ставить под сомнение применимость теории «принципал-агент» к феномену коррупции. В статье рассматриваются основные положения новой, набирающей популярность теоретической трактовки коррупции как проблемы коллективного действия. Эта теория предполагает, что поведение людей зависит не от тщательности мониторинга и суровости наказания, установленного принципалом, а от того, что большинство людей думают о наиболее вероятных действиях других членов общества. Только тогда, когда подавляющее большинство полагает, что другие «не дают» и «не берут», новый низкокоррупционный эквилибриум может быть достигнут. Утверждается, что для достижения такого переломного момента антикоррупционные реформы должны быть революционными по своему характеру и проведены в достаточно короткий срок. Новые направления исследований о коррупции, открывающиеся в свете теории коллективного действия, обсуждены кратко.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ


ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОБЛАСТНЫМИ ЦЕНТРАМИ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ (НА МАТЕРИАЛАХ ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО РЕГИОНА )
Слатинов В. Б., Меркулова К. Г. С. 57–74

Ключевые слова: местное самоуправление, политический режим, институты, муниципальная автономия, политический контроль.

Аннотация: В статье на основе методов неоинституционального анализа исследованы особенности институциональной трансформации систем городского управления региональными столицами областей Центрального Черноземья России. Установлено, что реформирование местного самоуправления, осуществляемое в рамках реализации Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятого в 2003 г., предполагало осуществление институционального выбора между тремя вариантами организации местной власти в городах. Указанный институциональный выбор определялся различными факторами, включая влияние федеральных политических процессов, характер регионального политического режима, интересы, идеологические предпочтения и стратегии региональных и локальных игроков. В результате в различных региональных центрах Черноземья сформировалось два варианта организации системы управления — с сильным мэром, избираемым на муниципальных выборах и возглавляющим местную администрацию, и с сити-менеджером — главой администрации, нанятым избранными на выборах депутатами представительного органа города. При этом модель с сити-менеджером более адекватно вписывается в процессы централизации политической власти в стране, а также служит важным институциональным инструментом усиления политического контроля за деятельностью местной власти со стороны исполнительных структур регионов и губернаторов. Отмечено, что доминирующим трендом политических изменений на федеральном, региональном и местном уровнях в настоящий момент является углубление политического контроля вышестоящих уровней властной иерархии над нижестоящими, включая расширение полномочий региональных органов власти по формированию институционального дизайна и определению объема полномочий органов местного самоуправления в рамках, установленных федеральным законодателем.

СЕТЕВАЯ СТРУКТУРА «GOVERNANCE» КАК СПОСОБ СИММЕТРИЧНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ 
Абраменко А.В., Подшибякина Т.А. С. 75–87

Ключевые слова: сетевой подход, governance, симметричная/асимметричная политическая коммуникация 

Аннотация: В статье рассматривается проблема симметричности/асимметричности политической коммуникации в условиях сетевого взаимодействия акторов в системе политико-административного управления. Анализируется роль структуры governance в формировании симметричной политической коммуникации.

Governance предстает как особого рода коммуникативные отношения, служащие механизмом поддержания свободы и равенства, а также реализации диалога и кооперации, которые организуют политический процесс по типу симметрии взаимодействия политических субъектов. Симметричные коммуникативные отношения типа governance не иерархичны по своей природе. Они строятся целиком и полностью на коммуникативных моделях, выработанных акторами. В процессе коммуникации политические субъекты разрабатывают правила поведения и распределения ресурсов внутри сети, образуют определенный контекст политического взаимодействия, состоящий из набора приемлемых стратегий поведения и действий участников. Симметричный характер governance способствует появлению определенного сетевого этоса, ключевую роль в котором играют взаимная ответственность за реализацию политических целей и непрерывность процесса развития знания.

Исследуя сетевую структуру governance, авторы выделяют факторы, влияющие на развитие асимметричной политической коммуникации, такие как уровень взаимодействия акторов, характер режима управления в государстве, особенности политического дискурса, предписанная иерархичность системы управления. Значительное внимание уделяется механизмам функционирования политической коммуникации как системы, в частности, коммуникативной рекурсии и реверсии, а также информационно-коммуникативным технологиям, в частности e-governance, стратегическому менеджменту и моделированию.

Авторы приходят к выводу, что политические отношения по типу governance трансформируют политическую коммуникацию из канала для передачи информации в систему, воспроизводящую политические элементы посредством информационного обмена и через интеракции генерирующую саму себя.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛОББИЗМА В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДЕФИЦИТА
Руденкова Д. Э. С. 88–102

Ключевые слова: Европейский союз, Европейская комиссия, лоббизм, группы интересов, демократический дефицит, подотчетность, прозрачность

Аннотация: В настоящей статье рассматривается проблема демократического дефицита в Европейском союзе (ЕС) в контексте участия групп интересов в политическом процессе. Целью статьи является проанализировать причины демократического дефицита и сделать вывод о том, может ли принятие мер по регулированию участия лоббистов в процессе принятия решений способствовать преодолению дефицита демократии в ЕС. В центре внимания статьи — взаимоотношения Европейской комиссии (ЕК) с лоббистами, группами интересов, и возникающие в связи с этим проблемы прозрачности и подотчетности в политической системе ЕС. Рассматриваемая тема приобретает особую актуальность в свете формирования Европейской комиссии нового состава, а также вступления в должность первого избранного Президента Комиссии, который в своей программе в качестве одной из целей обозначил курс на повышение прозрачности политической системы ЕС. В качестве избранной концептуальной основы при рассмотрении проблем демократии за основу взята модель демократического дефицита, разработанная Дж. Вейлером, а затем доработанная С. Хиксом. Поскольку меры регулирования могут носить как добровольный, так и обязательный характер, в статье проведено сравнение эффективности и возможных последствий обоих методов. Для операционализации анализа использованы основополагающие понятия демократии: прозрачность и подотчетность. Соединяя теорию демократического дефицита с подходами к регулированию участия групп интересов, в статье дается объяснение, в каких случаях регулирование лоббизма может способствовать повышению уровня прозрачности и подотчетности и, следовательно, может рассматриваться как способ преодоления демократического дефицита.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ


СОЦИАЛЬНО-СРЕДОВЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ВКЛЮЧЕНИЯ ХУДОЖНИКА В ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Горская Г. Б., Егорова В. С. С. 103–117

Ключевые слова: творческая самореализация, социальный контекст, макрофакторы и микрофакторы творческой самореализации, личностные ресурсы, субъектные свойства личности.

Аннотация: В статье рассматриваются разноуровневые компоненты социальной среды творческой самореализации художника, их влияние на становление личности и творческой индивидуальности. Анализ социально-средовых факторов творческой самореализации проводился на основе теоретических концепций, раскрывающих строение жизненного мира человека, контекста профессиональной деятельности, таких как экологическая концепция психического развития У. Бронфенбреннера, контекстные концепции профессиональной деятельности, акмеологический анализ творческой самореализации А.А. Бодалева.

Приведены эмпирические доказательства влияния на творческую самореализацию особенностей культуры, в которой она происходит, гендерных стереотипов, статуса меньшинства в организации, организационной культуры, особенностей семейного воспитания. Показана высокая значимость таких особенностей социального контекста художественного творчества, как: неопределенность и изменчивость критериев оценки творческих достижений; противоречивое сочетание значимости творческой индивидуальности художника и обусловленности признания творческих достижений их соответствием эстетическим приоритетам социума; соответствие условий работы индивидуальным регуляторным ориентациям; раннее начало профессионального развития, с одной стороны, способствующее закреплению внутренней мотивации творческого развития, с другой стороны, порождающее повышенную критичность по отношению к себе вследствие опыта постоянного межличностного сравнения по критерию творческой успешности.

В качестве личностных ресурсов включения художника в социальный контекст профессиональной деятельности рассматриваются внутренняя мотивация профессионального развития, готовность к принятию ответственности за выбор творческой судьбы и к преодолению противоречий на пути творческой самореализации. Барьером, препятствующим освоению социального контекста творческой самореализации художников, оказывается противоречивость отношения к социальному окружению, сочетающего отстраненность и недоверчивость со стремлением к пониманию и принятию.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАРЬЕР МОЛОДЁЖИ В ПЕРВЫЙ ГОД ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ БАКАЛАВРИАТА
Дёмин А. Н., Седых А. Б. С. 118–131

Ключевые слова:  карьера, карьерное самоопределение, линия карьерного развития, варианты карьерного развития, бакалавриат, магистратура, рынок труда

Аннотация: В рамках лонгитюдного исследования проверялись гипотезы: 1) карьерное самоопределение через продолжение обучения в магистратуре после окончания бакалавриата отличается по своему личностно-психологическому обеспечению от самоопределения через перемещение на рынок труда; 2) в каждой из двух основных линий карьерного развития существуют варианты развития, которые имеют разное личностно-психологическое обеспечение.

На первом этапе лонгитюда в мае-июне 2013 г. были опрошены 142 студента выпускного курса бакалавриата нескольких вузов Краснодара, обучающихся по разным направлениям подготовки. На втором этапе в мае-июне 2014 г. респонденты были опрошены вновь. Удалось связаться с 94 участниками первого опроса. Пройти повторное углублённое обследование согласились 58 чел.

Сопоставление карьер молодых людей, выбравших в качестве основной линии развития об-учение в магистратуре (n = 33) или работу (n = 25), показало дифференцирующую значимость и таких факторов, как уровень успеваемости, уровень ожидаемой социальной поддержки, наличие опыта оплачиваемой работы по профессии, использование планов на этапе окончания бакалавриата; склонность к мобильности (трудовой, территориальной) через год после окончания бакалавриата. Сопоставление четырёх вариантов развития карьеры в рамках этих двух линий продемонстрировало, что варианты развития имеют разное личностно-психологическое обеспечение, в котором важную роль играют различные аспекты планирования будущего, финансовые притязания, оценка ненадёжности будущего, общая самоэффективность, оценка степени реализации латентных функций трудовой занятости, уровень ожидаемой социальной поддержки, наличие дополнительных навыков и умений. В наборе психологических переменных, дифференцирующих линии и варианты карьерного развития, преобладает блок переменных, так или иначе связанных с планированием, целеполаганием, что свидетельствует об их важной роли в карьерном развитии молодёжи в первый год после окончания бакалавриата.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ


О VI МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ: ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ» (25-27 СЕНТЯБРЯ 2014 Г., Г. КРАСНОДАР, РОССИЯ)
Ермоленко В. В. С. 132–136

СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО: СЛОЖНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (ОБ ИТОГАХ XV ВСЕРОССИЙСКОГО СЕМИНАРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА РАПН ПО СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ)
Сазантович А. Б. С. 137–145 

  

СКАЧАТЬ ВЕСЬ НОМЕР