№1

СКАЧАТЬ ВЕСЬ НОМЕР

ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ
Терешина М.В., Башмаков И.С. С.6-16

Аннотация: Цель статьи — раскрытие социального контекста развития «зеленой» экономики и определение роли экологической идентичности местных сообществ в этом процессе. Главная задача исследования состояла в выявлении основных характеристик категории экологической идентичности как источника мотивации для принятия экономических решений и формирования спроса и предложения на рынках «зеленых» товаров и услуг. Методологической основой данного исследования послужил междисциплинарный подход, включающий сравнительный анализ зарубежного и отечественного научного дискурса относительно самого понятия «экологической идентичности», а также методы экономики идентичности, подчеркивающей роль идентичности для развития коллективных действий, преодоления негативных последствий социальных дилемм и определяющей нормы и цели экономического поведения людей. Авторами дана собственная дефиниция понятия «экологическая идентичность», показаны основные элементы формирования и актуализации экологической идентичности местных сообществ, рассмотрены основные эффекты влияния экологической идентичности на экономическое поведение.

Ключевые слова: «зеленая» экономика, экологическая идентичность, экологические товары и услуги, местные сообщества.

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЁЖИ
Бориско О.А., Миронцева С.А. С.17-29

Аннотация: В статье представлены результаты теоретического исследования влияния культурно-образовательной среды региона на формирование региональной идентичности молодежи в рамках политологического подхода.

Проведен анализ различных определений понятий «культурно-образовательное пространство», «культурно-образовательная среда», «культурно-образовательное пространство региона» и «культурно-образовательная среда региона». Cформулировано авторское понимание сущности культурно-образовательной среды региона на основе междисциплинарного подхода.

В данной статье исследуются теоретические основы региональной идентичности молодежи, также анализируется роль культурно-образовательной среды региона в формировании региональной идентичности молодежи. Для понимания специфики процесса формирования региональной идентичности молодежи субъектами культурно-образовательной среды авторы обратились к двум подходам: символическому интеракционизму и социальному конструктивизму, выявляя для себя основное определение в понимании сущности региональной идентичности в целом и специфики региональной идентичности молодежи. В работе отмечается роль культурной, образовательной и молодежной политики в процессе формирования региональной идентичности молодежи.

Авторы в своем исследовании рассмотрели различные государственные и негосударственные акторы культурной и образовательной среды, которые могут оказать влияние на формирование региональной идентичности молодежи, а также взаимодействие этих акторов. Влияние данных субъектов на формирование региональной идентичности молодежи было проиллюстрировано некоторыми региональными примерами и практиками, реализуемыми в Краснодарском крае.

В завершении авторы сформулировали вывод о том, что культурно-образовательная среда региона должна создавать необходимые условия для актуализации значимого прошлого опыта, важных для регионального сообщества традиций, а также сочетать эти условия с инновационными культурно-образовательными практиками для укоренения настоящего и формирования устойчивой региональной идентичности и благоприятного образа будущего у молодежи. Это необходимо учитывать при организации культурно-образовательной и молодежной политики региона и во взаимодействии субъектов культурно-образовательной среды региона.

Ключевые слова: культурно-образовательная среда, культурно-образовательная среда региона, молодежь, региональная идентичность, региональная идентичность молодежи, культурная политика, образовательная политика, молодежная политика.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РУССКОЙ МОЛОДЕЖИ КУБАНИ)
Тучина О.Р. С.30-44

Аннотация: В статье рассматриваются психологические аспекты национальной идентичности в контексте исторического опыта личности, проанализирован феномен исторического опыта в рамках субъектного подхода. Исторический опыт описывается как пространство со-бытия личности, пространство исторического прошлого народа, которое осмысляется как коллективно, так и индивидуально, постоянно формируя и изменяя личностные смыслы. Анализ концепта «исторический опыт» дал возможность выделить ряд особенностей, позволяющих рассматривать его как грань экзистенциального опыта личности: он относится к опыту всей группы, но переживается индивидом как событие, имеющее к нему непосредственное отношение, вызывающее сильные эмоции. При этом исторические события, их эмоциональное переживание оказывают на человека сильное влияние, становятся источником личностных изменений, усиления значения духовных ценностей.

В статье дана модель национальной идентичности представителей большого титульного этноса на основе взаимосвязи этнической идентичности, гражданской идентичности и особенностей исторического опыта. Как показали результаты эмпирического исследования национальной идентичности молодежи Кубани, переживание исторического опыта представляет собой неразрывно связанные чувства гордости, стыда и боли, но только чувство гордости за свой народ в определенной исторической ситуации связано с позитивной этноидентичностью, национализмом и патриотизмом. Таким образом, в условиях большого титульного этноса национальная идентичность характеризуется следующими взаимосвязанными параметрами: эмоциональным переживанием принадлежности к своему народу, позитивной этноидентичностью, национализмом и патриотизмом, объединенным переживанием исторического опыта.

Ключевые слова: национальная идентичность; этническая идентичность; гражданская идентичность; исторический опыт; субъектный подход.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ


ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ РОДП «ЯБЛОКО», «ПАРТИИ НАРОДНОЙ СВОБОДЫ» (ПАРНАС) И «ПАРТИИ РОСТА» В ПРЕДВЫБОРНЫХ КАМПАНИЯХ 2016 Г.: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Головченко А.В. С.45-55

Аннотация: В данной статье представлены результаты исследования участия основных либеральных партий (РОДП «Яблоко», «Партии Народной Свободы» (Парнас) и «Партии Роста») в предвыборных кампаниях 2016 г. с целью выявления особенностей и результативности их политической деятельности на региональном уровне. На материалах официальной статистики Центральной избирательной комиссии проанализирован уровень активности данных партий по выдвижению партийных списков на выборах в законодательные (представительные) органы различных субъектов Российской Федерации и рассмотрены основные факторы, обусловившие специфику и различный уровень результативности участия указанных партий в региональных выборах. На основании анализа результатов сделан среднесрочный прогноз о перспективах развития либеральных партий в политической системе современной России.

Ключевые слова: либеральные партии в постсоветской России, региональные выборы, участие либеральных партий в региональных выборах, предвыборные кампании, результаты выборов.

МЕСТНЫЕ СООБЩЕСТВА


СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ – УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИМИ ТЕРРИТОРИЯМИ
Блохин В.Н.  С.56-63

Аннотация: В статье рассматривается значение управления в переходе сельских территорий к устойчивому развитию. Особую роль в этом играет разработка стратегии устойчивого развития, которая учитывает особенности конкретных сельских территорий. В 2016 г. автор участвовал в качестве эксперта в международном проекте «Расширение экономических возможностей в сельской Беларуси». Целью проекта была разработка стратегии устойчивого развития для сельских территорий и последующий их переход к устойчивой социально-экономической динамике. Создание стратегии устойчивого развития является важным управленческим инструментом, так как позволяет оценить социально-экономические, экологические, демографические условия той или иной территории, выявить сильные и слабые стороны местных сообществ, принять управленческие решения для определения приоритетов местного территориального развития.

Ключевые слова: устойчивое развитие, управление, стратегия, сельские территории, возможности, проблемы.

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАК РЕСУРС АТТРАКТИВНОСТИ ПРИГОРОДНОЙ ЗОНЫ КАЛУГИ
Казакова А.Ю. С.64-74

Аннотация: На фоне слабой разработанности в современной отечественной социологии проблематики субурбанизма анализ источников укрепления локальной идентичности жителей пригородных зон российских городов представляется теоретически и практически значимым. Пригородная зона Калуги является сегодня малопривлекательным для постоянного проживания местом. Баланс поселенческой структуры пригорода поддерживается въездной миграцией и ротациями сельских и городских жителей. Развитие пригородов сдерживается скудостью социально-бытовой и социокультурной инфраструктуры в условиях сельского населенного пункта как постоянного места жительства. Важным барьером развития пригородного образа жизни, кроме потребительских качеств жизненной среды, является территориальная стигма ее семиотической бедности, культурной эксклюзии, формирующая у жителей негативную территориальную идентичность. Содержание стигмы (культурное однообразие, отсутствие достопримечательностей, свидетельствующих о причастности к общей истории и традициям поселения, в данном случае — города) далеко не всегда соответствует объективным потребительским характеристикам территории, ее качеству как жилой среды. Рассматривая связь между семиотической насыщенностью территории и территориальной идентичностью жителей, мы приходим к выводу об их нелинейной связи: отсутствие знаковых локусов снижает престижность микрорайона и — опосредованно — оценку благоприятности жизненных условий, но само избирательное внимание к сохранности памятников, культурной самобытности слабо от него зависит и неравномерно распределяется между разными функциональными зонами города. Поскольку жителей пригородов характеризует обостренная чувствительность к вопросам сохранения городом культурной самобытности, важным средством повышения привлекательности образа среды мы считаем ревалоризацию объектов культурного наследия и особо охраняемых территорий. Осмотрительное и строго контролируемое вовлечение объектов культурного наследия в зону публичного использования способно повысить рекреационный, идентификационный и туристический потенциал калужской пригородной зоны.

Ключевые слова: территориально-поселенческие общности, качество жизненной среды, аттрактивность, объекты культурного наследия.__

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ


ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТРУДНОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОЛИТОЛОГА В УСЛОВИЯХ ВУЗА (ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ)
Вейсова В.Э., Кузьмин П.В. С.75-88

Аннотация: В статье анализируется процесс реализации в учебно-воспитательной деятельности ценностных ориентаций и отношений студентов и профессорско-преподавательского состава в контексте становления профессиональной культуры специалиста политолога.

Показано, что процесс становления профессиональной культуры содержит ряд противоречий ценностного характера, к которым относятся противоречия между: заявленным в анкетах и беседах со студентами интересом к профессии политолога и реальной учебной деятельностью по ее освоению; потребностью активно-творческого отношения студентов к познавательной деятельности по освоению профессии и низким уровнем культуры труда обучаемых; местом и ролью учебных занятий в формировании профессиональной культуры и невысокой оценкой студентами их профессиональной направленности; ролью практик в становлении профессиональной культуры и невысокой оценкой студентами уровня их организации и содержания; ориентацией студентов на творческий характер деятельности политолога и низким уровнем их вовлеченности в научно-исследовательскую работу.

Авторы считают, что разрешение этих противоречий предполагает осуществление комплекса мер, направленного на создание в вузе социокультурной среды, благоприятствующей процессу формирования у студентов профессионализма и позитивных социально-нравственных качеств.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации студента, профессиональная культура политолога, противоречия учебно-образовательного процесса.

ОБЗОРЫ


ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ И ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА: КОНЦЕПЦИИ, МЕТОДЫ, СРАВНЕНИЕ ОПЫТА (ОБ ИТОГАХ XVII ВСЕРОССИЙСКОГО СЕМИНАРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА РАПН ПО СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ)
Сазантович А.Б. С.89-97

СКАЧАТЬ ВЕСЬ НОМЕР