№3

СКАЧАТЬ ВЕСЬ НОМЕР

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ


ПРОТЕСТНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТНО-БЫТИЙНОГО ПОДХОДА
Гусейнов А.Ш., Фоменко Г.Ю., Рябикина З.И. С. 6-21

Аннотация: Интегральный феномен протестной активности личности концептуализирован в контексте методологии субъекта. Излагаются положения авторской (Гусейнов А. Ш.) концепции протестной активности личности. Протестная активность личности рассматривается как процесс, направленный на переструктурирование внешнего (микро- и макросоциума) в соответствии со спецификой самоопределения личности в конкретно-исторических противоречиях. В контексте субъектно-бытийного подхода предлагается типология форм протестной активности личности: деструктивные (негативизм, нигилизм, эскапизм, оппозиция) и конструктивные (высший эскапизм, эмансипация). Указанные формы анализируются как модусы бытия личности, оформившиеся в конкретных социально-исторических условиях в результате процесса экзистенциального самоопределения и субъектной активности личности. Обосновывается, что личности как субъекты протестной активности различаются масштабом и спецификой бытийных противоречий, степенью конструктивности их разрешения. Предлагается деструктивные и позитивные аспекты протестной активности личности анализировать с позиций ложной/истинной субъектности, аутентичности/ неаутентичности бытия.

Ключевые слова: протестная активность личности, субъектно-бытийный подход, бытийные противоречия, экзистенциальное самоопределение, ложная и истинная субъектность, аутентичность и неаутентичность бытия, модусы бытия личности.

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ-МАТЕМАТИКОВ
Савченко С.В. С. 22-33

Аннотация: В статье представлены результаты исследования особенностей коммуникативных характеристик у студентов-математиков.

В современном мире важной составляющей профессионального успеха выступает комплексный личностный ресурс специалиста, обеспечивающий эффективную коммуникацию. Коммуникативная компетентность — существенный фактор, определяющий способность личности к публичному выступлению, дискуссии, ведению переговоров, разрешения производственных конфликтов и т.д.

В рамках проведенного исследования выявлены особенности уровня развития коммуникативной компетентности у студентов-математиков (данная специальность по классификации Е. А. Климова относится к профессиям сигнономического типа). У 63 студентов-математиков Кубанского государственного университета были изучены уровень коммуникабельности, эмпатия, стратегии психологической защиты в процессе общения и предрасположенность к конфликтному поведению.

Была подтверждена гипотеза о том, что существуют различия в особенностях коммуникативной компетентности студентов-математиков первого и последнего курсов обучения в вузе. Оказалось, что для выпускного курса характерны более низкие показатели коммуникабельности и эмпатии по сравнению с учащимися первого курса. В процессе обучения наблюдается снижение способности к партнерству и сотрудничеству, умения идти на компромиссы. В то же время возрастает уровень агрессии, усиливается ощущение угрозы для субъектной реальности студентов в процессе профессионального становления.

Выявлены общие тенденции в особенностях коммуникативной компетентности. Для студентов-математиков ведущей стратегией защиты в общении служит избегание, стремление защитить свою субъектную реальность путем экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Конкуренция, слабо выраженная у всех студентов-математиков, имеет малую положительную динамику на протяжении обучения, но так и не достигает высокого уровня к моменту окончания обучения.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, сигнономический тип профессии, компетенция.

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ


МИФОЛОГЕМА «СВОЙ-ЧУЖОЙ» В ГЕТЕРОТОПНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ
Хлыщева Е.В. С. 34-49

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме межкультурного взаимодействия современных обществ. Цель данной статьи — выявить причины продуктивного функционирования современного мифа в различных формах и культурных артефактах, среди которых особо следует выделить механизм определения «свой-чужой», тесно связанный с идеологией общества потребления. Основная задача — обозначить новое отношение к пространству и миру, используя гетеротопный подход, ломающий сложившиеся стереотипы и конструирующий целостное пространство, позволяя одновременно объяснять мифологические и реальные миры. Такой подход представляется необходимым в силу устойчивости структурных элементов мифа и их включенности во все сферы деятельности человека современного культурного пространства. Особо наглядно мифологические стереотипы воспроизводятся в межкультурном общении, затрагивая все уровни коммуникации: от профессионального до обыденного. В основе такого взаимодействия лежит четкое различение «своих» и «чужих», что уже не соответствует изменяющимся социокультурным условиям, когда мощные миграционные потоки сталкивают культуры между собой.

Адаптационную функцию в современном обществе начинает играть культура потребления, однако и здесь четко определяются границы между своими и чужими через потребительские практики. А актуализация доминирующего культурного кода происходит с помощью мифологем.

В современном обществе гетеротопия проявляется в разновекторной направленности дихотомии «свои-чужие». Затрагивая глубины сознания индивида, именно миф закладывает определенные модели поведения, создавая устойчивые стереотипы различения.

Выводы были подтверждены социологическими исследованиями, позволившими выявить особенности восприятия информации и степень «замифологизированности» сознания людей, принадлежащих к разным этноконфессиональным группам и социальным уровням.

Ключевые слова: гетеротопия, «свой-чужой», общество потребления, мифологема, мифосознание, стереотип, симулякр.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ


ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ «ЗЕЛЕНОГО» РОСТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Терёшина М.В., Онищенко М.В. С. 50-74

Аннотация: Авторы определяют «зеленую» экономику в качестве одного из наиболее серьёзных векторов современного социально-экономического развития и важного фактора принятия политических решений как на уровне отдельных государств и правительств, так и в мире в целом. В статье проведен детальный анализ «барьеров», возникающих при переходе на «зеленые» рельсы развития, и выявлена их политико-управленческая природа. Среди основных политико-административных барьеров «зеленого» роста в Российской Федерации авторы выделяют высокую степень бюрократизации системы принятия и реализации решений, лоббизм интересов крупных корпораций, ориентированных на сохранение сложившейся ситуации и не заинтересованных в переходе к «зеленому» росту, инерционный прессинг сложившейся сырьевой модели развития, непоследовательность принятия стратегически значимых управленческих решений для развития «зеленой» экономики, нормативные «лакуны» в законодательстве о «зеленой» экономике, неразвитость оценочных механизмов природного капитала, а также инструментов оценки полного экономического ущерба от негативного воздействия на окружающую среду, дефицит экспертно-аналитических данных для принятия обоснованных решений в области долгосрочного перехода к «зеленому» развитию и господство в современном российском обществе культуры экологического оптимизма. Обосновано, что основные усилия государства как главного актора политики развития «зеленой» экономики должны быть сконцентрированы на сломе сложившейся традиционной экономической экспортно-сырьевой модели и развитии гражданского общества, что приведет к созданию новых институциональных контуров экономики, основанной на принципах «зеленого» роста.

Ключевые слова: «зеленая» экономика, «зеленый» рост, политико-административные барьеры развития, экспортно-сырьевая экономическая модель.

КРАУДСОРСИНГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ «ОТКРЫТЫЙ РЕГИОН» И «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО»)
Соколов А.В. С. 75-89

Аннотация: Краудсорсинг предоставляет органам власти возможность создать специфический канал коммуникации с населением. Объектом исследования стали федеральные программы «Открытый регион» и «Электронное правительство».

Появление платформ, в рамках которых граждане могут координировать свою деятельность и обмениваться мнениями, становится незаменимым ресурсом для НКО, предпринимателей, государственных служащих. Организаторам и создателям подобного рода площадок необходимо аккумулировать всю полученную информацию и систематизировать ее. Такого рода практики собирают вокруг себя широкие слои общественности и уже не могут быть проигнорированы властными структурами. Для населения это возможность не только выразить свою гражданскую позицию и найти единомышленников, но и почувствовать сопричастность к политическим процессам, происходящим на федеральном и региональном уровнях. В некоторых случаях возможно решение спорных ситуаций без вмешательства властных структур, кооперирование граждан посредством сетевых коммуникаций позволяют достичь существенных результатов самостоятельно.

Целью статьи является анализ внедрения указанных программ в субъектах Российской Федерации на примере Хабаровского края, Ульяновской, Тульской, Мурманской областей.

В ходе исследования проводился анализ функционирования созданных в данных регионах информационных порталов, в том числе по таким критериям, как наличие обратной связи, полнота информации, частота обновления и т.д.

Результаты исследования демонстрируют, что реализация проектов на уровне регионов зависит от позиции властных структур, готовности налаживать коммуникативное взаимодействие с гражданами. При создании функциональных и удобных интернет-порталов для пользователей количество участников со стороны населения увеличивается. Результатом организации обратной связи и публикации результатов деятельности может стать эффективное коммуникативное взаимодействие на уровне власть-общество.

Ключевые слова: Интернет, краудсорсинг, «Открытый регион», электронное правительство, гражданская активность.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВАХ: ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, НАПРАВЛЕНИЯ И МОДЕЛИ
Тезадова Д.А. С. 90-106

Аннотация: В данной статье автор рассматривает концептуальное понимание социальных функций государства, теорий, практик и моделей социальной политики. Анализируются конструктивные характеристики и проблемные аспекты таких моделей государственной социальной политики как монетаристская (в интерпретации Фр. А. Хайека); патерналистская; модель государства всеобщего благосостояния. Изучается типология государств всеобщего благосостояния с позиции такой категории анализа как понятие социальной поддержки. Призма социальной поддержки позволила автору выделить различия современных социальных государств по признаку ухода за детьми и престарелыми, признаку вклада секторов гражданского общества в уход и заботу о гражданах, степени приватизации и коллективизации данных социальных услуг. Рассматривается переход от семейной солидарности в предоставлении услуг заботы и ухода за членами семьи в сторону маркетизации социальных услуг государственных институтов в сфере социальной поддержки. Подробно исследуются современные направления социальной политики в странах Европы: динамика расходов на социальную политику; программы защиты семейного дохода; минимальный уровень жизни людей с ограниченными возможностями и людей, полностью потерявших трудоспособность; социальные пособия для трудоспособных, но не имеющих никаких доходов граждан; финансовая поддержка пожилых и больных граждан; социальные выплаты детям и женщинам по беременности и родам; социальная помощь неполным семьям. Для рассмотрения современной модели социальной политики в РФ переоцениваются итоги социальной политики в СССР и определяется современное состояние путем последовательного рассмотрения изменений в сфере законодательного, финансового и институционального обеспечения российской социальной политики. Среди минусов существующей модели социальной политики в РФ называются нечеткость миграционной политики, нерешенность институциональной модернизации социальной системы, фрагментарность и незавершенность реформ социальной сферы и тот факт, что любой пересмотр государственных социальных обязательств упирается в бюджетные и политико-административные ограничения.

Ключевые слова: cоциальная политика, модели социальной политики, государство всеобщего благосостояния, проблемы и реформы в социальной сфере, социальная поддержка.

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ


ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Ждановский А.М., Некрасов С.Д. С. 107-125

Аннотация: В статье на основе продолжения исследований (Ждановский, Некрасов, 2013) личностных ориентиров студентов первого курса двух направлений подготовки (Государственное и муниципальное управление, Психология) рассмотрены проблемы развития профессионального самосознания студентов, относящиеся к личностным ориентирам на профессиональную деятельность.

Для исследования использованы модернизированный опросник «Цели поступления в вуз» и методика «Ценности квалификации Менеджер ГМУ», разработаны: вопросник «Личная биография», методика «Ценности образования по выбранному направлению», структурированное интервью «Планы на будущее».

В самосознании студентов первого курса можно выделить три основных вида личностных ориентиров на профессиональную деятельность: ориентиры на обретение профессиональных способностей; ориентиры на получение знаний о профессии; ориентиры на обучение от сессии до сессии на престижном факультете.

Выделение ведущих видов личностных ориентиров студентов первого курса с использованием приименных методик может позволить дифференцировать студентов на профильные группы по обучению их основам исследовательской деятельности.

Существуют специфические для направлений «ГМУ» и «Психология» особенности личностных ориентиров студентов на профессиональную деятельность, касающиеся времени окончания школы и поступления в вуз; вида профессиональной занятости родителей студента; планирования студентом места жительства после окончания вуза; планирования студентом создания собственной семьи, собственных детей.

Выделение специфических для разных направлений особенностей личностных ориентиров студентов на профессиональную деятельность, с использованием примененных методик, может позволить учитывать личностные особенности студентов при организации поддержки их профессионального становления и развития социальноличностных гражданских качеств специалистов.

Существование относительно стабильной доли абитуриентов, которые осознанно выбирают профессию психолога еще за школьной партой, позволяет, с одной стороны, осуществлять поиск аналогичных направлений высшего образования. С другой стороны — учитывать существование отдельных профессий, осознанный выбор которых осуществляется школьником при организации профессиональной ориентации и, возможно, допрофессиональной подготовки будущих абитуриентов.

Ключевые слова: профессиональное самосознание студента, ведущие цели обучения, ценности профессионального образования, личностные ориентиры студента, осознанный выбор профессии, специфические для направлений обучения особенности личностных ориентиров студентов на профессиональную деятельность.

РЕЦЕНЗИИ


КАК ОСМЫСЛИТЬ ПРОСТРАНСТВО?
Баранов А.В. С. 126-131

Рецензия на книгу: Прохоренко И. Л. Пространственный подход в исследовании международных отношений. М.: ИМЭМО РАН, 2015, 111 с.

ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭЛИТОЛОГИИ
Гайнутдинова Е.В. С. 132-135 

Рецензия на книгу: Карабущенко П. Л. Элитология мифа. Астрахань: АГУ, 2008. 322 с.

 

СКАЧАТЬ ВЕСЬ НОМЕР