№3

СКАЧАТЬ ВЕСЬ НОМЕР

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ


«КОГДА ОДНИ НЕ МОГУТ, А ДРУГИЕ НЕ ХОТЯТ, ДОМИНИРУЕТ ТРЕТИЙ»: К ПРОБЛЕМЕ СУБЪЕКТНЫХ РОЛЕЙ В РЕФОРМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПЕРМИ И ПЕРМСКОМ КРАЕ
Борисова Н.В., Петрова Р.И., Сулимов К.А. С.6-24

Аннотация: В статье рассматривается проблема публично-политического взаимодействия региона и муниципалитетов в условиях современной России на материале критически важного для обеих сторон вопроса о порядке формирования муниципальной власти. Этот вопрос приобрел особую актуальность в контексте федеральных новаций 2014–2015 гг., давших субъектам РФ дискреционные полномочия, но во многих регионах он имел значимую историю. Решение этого вопроса в Перми развернулось в пространстве взаимодействия трех групп акторов: собственно региональной и городской политических элит, а также общественной коалиции. Все они претендовали на субъектную роль через формирование и репрезентацию собственных повесток публичных обсуждений и повесток последующих необходимых политических действий. Совпадения и разрывы этих повесток и образуют сюжет трансформации институционального устройства МСУ в Перми и Пермском крае. Совпадение трех публичных повесток в 2012 г., открывавшее возможность для реализации устраивавшей всех институциональной формы, сменилось разрывом повесток, где крайние полюса заняли: общественная коалиция, настаивавшая на необходимости прямых выборов глав муниципалитетов, и региональная исполнительная власть, продавливавшая прямо противоположный вариант. Произошла кристаллизация субъектности заинтересованных сторон. «Городской политический класс» продемонстрировал, что не является таковым, будучи случайным конгломератом множества партикулярных и индивидуальных интересов, у которого отсутствует единство инструментария, ресурсов и воли. Прежняя претензия на публичную позицию была легко дезавуирована, поскольку не была позицией всего «класса», а была тактическим ходом его отдельных представителей в рамках иной стратегической цели — индивидуальное «выживание» в контексте любых институциональных форм. Общественная коалиция не нашла союзников — и из-за своеобразия муниципального «политического класса», и из-за узости собственной базы и крайней ригидности позиции, закрывавшей возможность любых компромиссов. На региональном уровне действительным субъектом оказалась только исполнительная власть, которая легко продавила собственное решение в условиях оппортунистического настроя и слабости остальных сил.

Ключевые слова: политическая власть, политические субъекты, местное самоуправление, стратегии политического взаимодействия, политические элиты, городская политика.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Берберян А.С., Найденов В.Г. С.25-34

Аннотация: В статье проводится анализ понятий этнической идентичности и толерантности, результаты исследования их взаимосвязи. Целью работы является исследование взаимосвязи этнической идентичности и толерантности. Для полноценного понимания этнической толерантности были проанализированы содержательные характеристики и уровни этнической идентичности.

Выборку исследования составили армянские и русские студенты, проживающие на территории Республики Армения, общее количество 98 чел. Исследование было проведено с использованием следующих методик: авторская этнопсихологическая анкета, экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова), типы этнической идентичности (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова).

На основании результатов эмпирического исследования было выявлено, что у большинства респондентов наличествует позитивная этническая идентичность, у меньшинства — этнонигилизм, этноэгоизм и этническая индифферентность. Как у этнических русских, так и этнических армян преобладает высокий общий уровень толерантности и средний уровень этнической толерантности. По результатам авторской анкеты была определена субъективная значимость этнической принадлежности, интерес к истории своего народа, традициям и культуре при общем положительном отношении к другим национальностям было отмечено негативное отношение к некоторым национальностям.

Результаты проведенного исследования подтвердили предположение о том, что существует положительная корреляция между позитивной этнической идентичностью и высоким уровнем толерантности армянских и русских студентов (сильная корреляция по Пирсону).

Ключевые слова: этническая идентичность, этническая толерантность, этнокультурные ценности, армянская и русская молодежь.

ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЕЖИ
Шамионов Р.М., Аренков А.П. С.35-48

Аннотация: В статье обсуждаются результаты исследования соотношения традиционных ценностей россиян и гражданской идентичности молодежи. В исследовании приняло участие 172 человека (56% мужчин), средний возраст 27,5 лет. На основе экспертных оценок выделены 80 категорий, характеризующих ценности россиян, которые предложено оценить испытуемым основной группы с использованием специальной шкалы. В результате анализа установлено, что в системе ценностных отношений молодежи приоритетными являются сферы поведения (почитание родителей, вежливость, культура быта и др.), высшие переживания (смысл жизни, вера в Бога и др.), отношения к стране (культурные ценности, экономическая стабильность, историческое прошлое), личные переживания (семья, свобода, выдержка и др.), а наименее значимые — власть, риск, деньги. Выделены 10 факторов, объясняющих 60% общей дисперсии. Установлено, что ценностные отношения молодежи объясняют 46% вариаций гражданской идентичности. Ценностное отношение к Родине является наиболее сильным предиктором идентичности.

Ключевые слова: личность, субъект, ценностное отношение, традиционные ценности.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ


ДУХОВНОСТЬ И РЕЛИГИОЗНОСТЬ: ГЕНДЕРНЫЙ И ВОЗРАСТНОЙ АСПЕКТЫ
Галлямова А.А., Лопухова О.Г. С.49-60

Аннотация: В статье ставится проблема изучения взаимосвязи духовности и религиозности, актуализированная современными угрозами влияния различных религиозных движений и сект. Исследование содержания образа духовности у подростков, юношей, молодежи и взрослых, мужчин и женщин, его взаимосвязи с религиозностью позволяет сопоставить возрастные и гендерные аспекты и понять значение религиозной активности в развитии духовности личности. Выборка включает 496 респондентов мужского и женского пола в возрасте от 11 до 62 лет. В исследовании применялись семантические методы диагностики представлений о духовности и измерение религиозности по восьми шкалам опросника религиозной активности (Смирнов, 1999), частотный и корреляционный анализ данных. Выявлено, что в целом уровень религиозной активности оказывает прямое влияние на содержание духовного опыта. С возрастом духовность больше ассоциируется с морально-нравственным, религиозным содержанием личного опыта и действий, в то время как у подростков и юношей духовность в большей степени связана с внутренним состоянием спокойствия. Религиозность у женщин в большей степени сказывается на особенностях их мировоззрения, отождествляясь с духовностью, в то время как у мужчин имеется большая вариативность в ассоциациях между духовным и религиозным опытом.

Ключевые слова: духовность, образ духовности, религиозность, религиозная активность, подростки, юноши, мужчины, женщины.

НОРМЫ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОЦЕНКАХ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Клецина И.С., Иоффе Е.В. С.61-72

Аннотация: В первой части статьи представлены результаты теоретического анализа такого социально-психологического феномена, как нормы мужского и женского поведения (гендерные нормы). Выделена специфика гендерных норм как разновидности социальных норм, раскрыты их функции, основные виды (традиционалистские и эгалитарные). Вторая часть статьи освещает результаты эмпирического исследования, направленного на выяснение степени приверженности студентов традиционалистским и эгалитарным нормам мужского поведения. Установлено, что подавляющее большинство юношей и девушек ориентировано на смешанный вариант гендерных норм, включающий традиционалистские и эгалитарные модели поведения. При этом число девушек, считающих, что поведение мужчин должно быть подчинено нормам традиционалистской маскулинной идеологии, в три раза меньше, чем число юношей. Кроме того, получены статистически значимые различия между выборками девушек и юношей в оценке разных сторон мужского поведения. Выяснилось, что девушки оказались менее требовательны к тому, чтобы поведение мужчин соответствовало традиционалистским нормам, за исключением мнения о том, что мужчина должен в первую очередь состояться в профессиональной карьере и быть добытчиком в семье.

Ключевые слова: социальные нормы, гендерные нормы, традиционалистский тип мужского поведения, эгалитарный тип мужского поведения.

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ О СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ И ГЕНДЕРНАЯ САМООЦЕНКА ЖЕНЩИН
Шлыкова Ю,Б., Лагутова Л.О. С.73-91

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования связи компонентов гендерной самооценки женщин со структурой и содержанием автобиографических воспоминаний. Автобиографические воспоминания рассматриваются как основа построения идентичности личности. В воспоминаниях отражены особенности самоотношения личности в различных сферах бытия, в том числе и сфере супружеских отношений. Супружеские отношения рассматриваются через воспоминания и оценку отдельных событий женщиной, как субъекта этих отношений. Гендерная самооценка рассматривается через показатели высоты, устойчивости, реалистичности, интегрированности самооценки, уверенности в себе и уровня оптимизма в достижении идеала. Автобиографические воспоминания анализируются по ряду параметров: объем пространства воспоминания, количество персонажей, расположение автора в воспоминании, активность, наличие совместной деятельности, эмоциональный фон воспоминания, ведущая тема воспоминания. Дается обоснование параметров оценки воспоминаний. Анализ воспоминаний представляет собой сравнение контрастных групп женщин, выделенных на основе отдельных показателей самооценки.

Результаты демонстрируют выраженную связь большинства компонентов гендерной самооценки с содержанием и структурой автобиографических воспоминаний. Параметры гендерной самооценки женщин показали выраженную связь с такими характеристиками воспоминаний как активность в браке, расширение или ограничение контактов и сфер самореализации, позитивное отношение к браку, готовность к совместной деятельности с супругом и разделению ответственности, готовность к реализации материнской функции, потребность в контроле супружеских отношений. Также представлена связь тематического наполнения воспоминаний с различными параметрами гендерной самооценки женщин. Наиболее выраженную связь с самооценкой продемонстрировали воспоминания о детях, супружеских конфликтах, центрация на личности супруга и соотнесение профессиональной и семейной сфер жизнедеятельности женщин.

Ключевые слова: гендерная самооценка, супружеские отношения, автобиографические воспоминания, критерии анализа воспоминаний.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА


ПОТРЕБНОСТИ И ЦЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ДВИЖУЩИХ СИЛ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОФИЦЕРА
Вызулина К.С. С.92-102

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению специфических образований потребностей и ценностей в структуре движущих сил развития личности офицера на разных этапах жизненного пути. Для более углубленного понимания и раскрытия понятия потребности и ценностной сферы были проведены теоретическое и эмпирическое исследования. В теоретической части были рассмотрены работы отечественных и зарубежных исследователей, их классификаций, базирующихся на теориях потребностей. Особое внимание уделено концепции Ш. Ричи и П. Мартина, в которой выделена группа из двенадцати личностных потребностей, сочетание которых показывает приоритетные потребности, мотивирующие трудовую деятельность человека. Ценностная сфера была рассмотрена с позиции экзистенциального подхода. Установлено, что ценностные ориентации влияют на актуальный уровень мотивации, в свою очередь актуальный уровень мотивации оказывает влияние на ценностные ориентации. При всем многообразии исследований мотивационной сферы и ее взаимосвязи с потребностями, формирующимися под влиянием ценностей личности, нельзя не отметить, что остаются популяционные сегменты, исследование которых становится все более актуальным. Среди них — многочисленный корпус кадровых офицеров. Формирование устойчивой системы ценностей у офицеров является одной из приоритетных задач военного образования.

В эмпирической части исследования с помощью теста «Ценностные ориентации» (М. Рокич) и опросника «Диагностика системы профессиональных ценностей сотрудников организации» (Ш. Ричи, П. Мартин) были рассмотрены профессиональные потребности и ценностные ориентации офицеров военного вуза. Выборку испытуемых (89 чел.) составили 2 подгруппы: молодые офицеры — командиры взводов (48 чел.) и преподаватели военного вуза, офицеры высших чинов и запаса (41 чел.). В рамках проведенного исследования выявлено, что система профессиональных ценностей офицеров военного вуза включает специфическую совокупность потребностей в виде: ощущения востребованности и интересной работы; самосовершенствования; четкого структурирования работы; стремления ставить сложные жизненные задачи и достигать их; признания; достойного материального вознаграждения за труд. В системе терминальных ценностей офицеры отдают предпочтение счастливой семейной жизни, физическому и психическому здоровью, хорошим и верным друзьям, уверенности в себе, материально обеспеченной жизни.

Сделан вывод, что установленные взаимосвязи позволяют маркировать совокупность центральных личностных образований в виде системы потребностей и ценностей как движущих сил развития личности офицера в разные возрастные периоды. Полученные данные позволяют выделить направления личностного и профессионального роста офицеров-руководителей.

Ключевые слова: мотивационная сфера; потребности; ценности; офицеры.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ


СТУДЕНЧЕСКИЙ ПРОТЕСТ В КРАСНОДАРЕ В 1928 Г.: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ ВЛАСТИ И МОЛОДЕЖИ
Рожков А.Ю. С.103-122

Аннотация: В статье описывается и интерпретируется массовый протест учащихся школ и вузов г. Краснодара в марте 1928 г. в связи с приговором суда по «делу Синдаровского». Источниками данных служат документы ОГПУ, партийных и комсомольских органов, газетные публикации, мемуары участников протеста. Настоящий кейс рассматривается через исследовательскую «оптику» культурной истории эмоций, которая позволяет понять прошлое как мир чувств и эмоциональных переживаний. В центре внимания автора находятся системы чувств двух «эмоциональных сообществ», участвующих в тех событиях — официальной власти (партийные, профсоюзные, комсомольские органы и функционеры, сотрудники органов правопорядка, руководство вузов) и учащихся (со всеми особенностями их небольших общин в каждом учебном заведении).

Анализ официального дискурса власти, дискуссий на партийных и комсомольских собраниях, а также показаний студентов на допросах показал, что высшая судебная власть, в отличие от местной, пользовалась бoльшим доверием у части молодежи. Партийная власть и органы ОГПУ во взаимоотношениях с молодежью оказались не готовы потерять патерналистский статус «строгого отца». Эмоциональные ценности власти и части студенческой молодежи разместились в разных системах координат. Эти две разные культуры демонстрировали различие в эмоциональных оценках, причем власть подала молодежи явный сигнал к изменению эмоциональных стандартов в сторону «строгости чувств». Нельзя не заметить и различий в природе взаимного страха. Страх власти в отношении части молодежи был сконструирован когнитивно, тогда как природа молодежного страха в отношении власти представляла собой аффективно-когнитивную структуру.

Ключевые слова: Краснодар, «дело Синдаровского», «чубаровцы», студенческий протест, «эмоциональные сообщества».

СОЦИОЛОГИЯ ДОСУГА


РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ АРМЕНИИ
Мкоян Г.С. С.123-131

Аннотация: В статье рассматривается проблема культуры свободного времени как фактора формирования современного общества, вступившего в эпоху глобализации, которая предоставляет возможности для разнообразия досуговой деятельности и при этом создает для личности проблемную ситуацию, связанную с эффективным использованием досугового потенциала для развития досуговой культуры личности. Цель данного исследования состояла в том, чтобы изучить роль и значение свободного времени в формировании социокультурных ценностей в нашем обществе среди двух поколений — сегодняшней молодежи (от 18 до 30 лет) и представителей старшего поколения (от 56 до 66 лет), выявить особенности предпочтений в среде двух поколений в сфере досуга, дать сравнительный анализ и оценку полученных данных. Перед автором стояла задача рассмотрения организации свободного времени как научной и социальной проблемы, его эффективной реализации представителями двух возрастных групп, раскрытия содержания понятия культуры свободного времени. В ходе исследования были использованы количественные и качественные методы социологического исследования: неструктурированное включённое наблюдение, экспертный опрос, интервьюирование (анкетирование) по квотной выборке с соблюдением пропорций состава населения по полу и возрасту. При анализе мы остановились на таких объективных показателях качества свободного времени, как разнообразие занятий в свободное время, особенности предпочтений двух поколений в организации досуга (степень заинтересованности в чтении, обращенности к информационно-коммуникационным технологиям, частота посещения культурно-досуговых учреждений и т. д.). В статье обосновывается мысль о том, что свободное время приобретает свою истинную ценность тогда, когда оно направлено на всестороннее развитие человека и приобретение им социокультурных ценностей, также как с ростом свободного времени повышается роль саморазвития и снижается доля бездеятельного отдыха.

Ключевые слова: культура свободного времени, поколение, личность, ценности, общество, активность, досуг.

ОБЗОРЫ


РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГОРОДСКОМ КОНФЛИКТЕ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Кольба А.И. С.132-144 

СКАЧАТЬ ВЕСЬ НОМЕР