РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОТЕСТНЫХ ГРУПП: ПОКАЗАТЕЛИ И ИХ АПРОБАЦИЯ
А. В. Соколов, И. А. Левченко с.79-99

Аннотация: Статья посвящена анализу современного протеста в России. Авторы предпринимают попытку выделить ключевые показатели результативности деятельности протестных групп, осуществив операционализацию показателей, которые, влияют на успешность функционирования деятельности протестных групп. Ключевыми показателями были выбраны: количество участников, количество протестных акций, количество упоминаний в СМИ, охват конфликта, продолжительность существования, вовлеченность (внутренняя и внешняя), активность сообществ в социальных сетях, степень решенности проблемы. В качестве объекта исследования анализируется деятельность 4 протестных кампаний: общественное движение «За парк Торфянка!», «Всероссийское движение валютных заемщиков», протесты шахтеров из города Гуково и протестные акции в поддержку фильма «Он вам не Димон». Для анализа использовались данные Google Trends и Яндекс-статистика, программный продукт Popsters для анализа активности в социальных сетях. В статье делается вывод о том, что активность граждан в протестных кампаний в современной России может быть успешной и приносить результаты в решении тех проблем, которые стали причиной их самоорганизации. Анализ протестных кампаний в современной России показал, что каждое движение имеет свой уникальный инструментарий, нет единой организационной модели, каждое движение действует с учетом внутренних ресурсов и специфики, определяя собственные пути и методы достижения поставленных задач. Были продемонстрированы особенности процесса функционирования и управления протестными группами. В процессе анализа удалось выделить преимущества (высокую мобилизационную составляющую, продолжительность протестной деятельности, широкую географию конфликта, большое количество протестных акций, высокий уровень оперативной коммуникации и др.) и недостатки (отсутствие широкой поддержки со стороны политических партий, отсутствие должной поддержки со стороны государства и местных органов власти, отсутствие освещения конфликта в репортажах на федеральных новостных каналах и др.) организации указанных протестных кампаний.

Ключевые слова: протест, результативность, коллективные действия, Интернет, социальные сети, новые медиа, власть.