ЭМПИРИЧЕСКАЯ ВЕРИФИКАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК МАРКЕРА ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
М. Г. Остроушко 

Аннотация. В статье анализируются результаты исследования, позволившие выделить три вида управленческого интеллекта (УИ) в среде руководителей организации здраво-охранения. В качестве критериев использованы показатели рефлексивных способностей руководителей как основного механизма формирования УИ и стилей принятия управлен-ческих решений (ПУР). Показано, что два вида УИ, обладателями которых являются 42,6% менеджеров, демонстрирующих авторитарный и либеральный стили ПУР, могут оцени-ваться как УИ недостаточного уровня сформированности. Они маркируют невысокую личностную зрелость руководителя. Авторитарному стилю свойственны слабо развитые способности рефлексии деятельности, выраженны в стремлении к достижению высоких личных показателей, преимущественно интернальном локусе субъективного контроля. Либеральную ориентацию в управленческой деятельности характеризуют такие психо-логические показатели, как невысокий уровень рефлексивных способностей общения и взаимодействия с другими людьми, отстраненность от руководимого персонала, сни-женный уровень потребности достижений. Субъекты, обладающие развитыми способно-стями рефлексии общения и взаимодействия с другими людьми, интегративным стилем атрибуции — активными психологическими ресурсами успешности развития процесса формирования личностной зрелости, опираются на сочетание либерализма по отноше-нию к подчиненным с продуцированием проблемных ситуаций. Предлагается рассма-тривать этот вид УИ как эффективный управленческий интеллект. УИ, в основе которого лежит ситуативно-зависимое принятие решений в проблемных ситуациях, сочетающееся с ориентацией на партисипативные отношения с подчиненными, характеризует зрелую личность руководителя, обладающую развитой рефлексивностью, интернальным локусом контроля, стремлением к саморазвитию и самосовершенствованию. По характеристикам переменных, включенных в общую структуру диагностических показателей данной груп-пы респондентов, этот вид управленческого интеллекта определяется как высокоразви-тый или управленческий интеллект высоко уровня сформированности.

Ключевые слова: личностная зрелость; управленческий интеллект; руководитель; стиль принятия управленческих решений; рефлексивность; локус субъективного контроля; потребность достижений.

РАЗРАБОТКА ОПРОСНИКА МОТИВАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА
З. И. Рябикина, Е. В. Харитонова, В. О. Покуль 

Аннотация. В статье представлены теоретико-методологическое обоснование и дан-ные психометрической проверки методики «Опросник мотивации потребительского поведения в социальных медиа» (Опросник МППСМ). Актуальность разработки данно-го диагностического инструмента объясняется возрастающей научной и практической востребованностью раскрытия феноменологии явления, обозначаемого как «личность в онлайн среде». Подчеркивается, что методологической ценностью и эвристичностью в предпринятом исследовании обладает концепция личности как субъекта со-бытия, активно реализующей личностные интенции в формируемых бытийных простран-ствах, одним из которых становится качественно новая среда — пространство социаль-ных медиа. Обосновывается необходимость междисциплинарного подхода к анализу явления потребительского поведения и его мотивационных детерминант с позиций экономической психологии, ресурсного анализа, социально-психологических концеп-ций, психодинамических оснований. По резюмирующему обзору современных иссле-дований проблемы мотивации потребительского поведения, обоснованы теоретические основания разработки психодиагностического инструмента — методики «Опросник МППСМ». Применены методы анкетирования, полного цикла психометрической про-верки разработанного опросника. В результате факторного анализа по методу главных компонент с Varimax-вращением выделены семь факторов (58,09% дисперсии резуль-татов), позволивших подтвердить наличие четырех видов мотивов («личностная иден-тификация»; «развлечения»; «социальное взаимодействие»; «поиск информации»), три из которых («развлечения»; «социальное взаимодействие»; «поиск информации») включают субфакторы (субшкалы). Мотивация «развлечения» образуется сочетанием субмотивов «развлечение для снятия напряжения» и «развлечение для ухода от повсед-невности»; мотивация «социальная идентификация» включает субмотивы «аффилиа-ция» и «социальное взаимодействие»; мотивация «поиск информации» дифференци-руется субмотивами «потребительская информация» и «познавательная информация». Теоретико-методологическое обоснование принятого подхода к разработке методики диагностики мотивации потребительского поведения в социальных медиа, данные пси-хометрической проверки дают основание рассматривать опросник МППСМ в качестве эффективного инструмента для выделения типологических характеристик индивиду-альных мотивационных профилей пользователей социальных медиа как субъектов по-требительского поведения, фокусировать внимание консультантов на психологических «мишенях» развивающего, поддерживающего воздействия. Успешность дальнейших исследований проблемы личности в пространстве виртуального мира требует развития линии междисциплинарного анализа, в котором психологические традиции и школы объединятся с другими науками о человеке в едином поиске таинств современного бы-тия личности.

Ключевые слова: мотивация; потребительское поведение, социальные медиа, психоме-трическая проверка.

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ТУРЕЦКОЙ МИГРАЦИИ В ГЕРМАНИЮ НА РУБЕЖЕ XX–XXI ВВ.: СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Ч. Б. Доган, Я. В. Ракачева

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме — миграции из Турецкой Республики в Германию в 1960–2000-х гг. Испытывавшая значительные экономические трудности в связи с недостатком трудовых ресурсов после Второй мировой войны, Германия с 1950-х гг. реализует миграционную программу по привлечению рабочих из ряда европейских и средиземноморских стран. Существенную долю среди этих мигрантов составили граждане Турции, которая находилась в этот период в состоянии глубокого социально-экономического и политического кризиса. Миграционная программа Германии изначально предполагала временное пребывание трудовых мигрантов, без возможности их постоянного проживания в стране. Однако за несколько десятилетий значительная часть турецких трудовых мигрантов становится гражданами Германии, а турецкая диаспора в этой стране — одной из наиболее мощных и консолидированных в Европе. Фокус нашего анализа обращен на социально-демографические характеристики данного миграционного потока, рассматривается динамика, масштабы миграции, гендерная, возрастная и профессиональная структуры мигрантов. В статье предпринят экскурс в историю вопроса и детально анализируется его современное состояние, показано как социально-экономические и политические условия меняют направление, структуру и интенсивность миграций, но одновременно сами трансформируются под ее влиянием. С опорой на актуальную статистическую базу, основу которой составили данные Федерального статистического управления Германии (Statistisches Bundesamt), Международной организации по миграции (IOM, The Interna-tional Organization for Migration), Статистического института Турции (Turkish Statistical Institute), Статистического управления ЕС (Statistical Office of the European Communities) и др., сделан вывод о кардинальном изменении характера и масштабов современной турецкой миграции в Германию.

Ключевые слова: миграция, трудовая миграция, адаптация, интеграция, Турция, Герма-ния, миграционный фон, миграционный поток.

ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ЮГА РОССИИ)
А. П. Романова, М. С. Топчиев, Д. А. Черничкин, В. С. Дрягалов, А. В. Рогов

Аннотация. В последнее время современное виртуальное пространство оказывает непосред-ственное влияние практически на все сферы человеческой жизнедеятельности. Религиозная идентичность на постсоветском пространстве России опять становится важной частью этни-ческой идентичности ипроявляется втом числе иввиртуальном пространстве. Российское ре-лигиозное виртуальное пространство обладает целым рядом особенностей. Это пространство ограничено в использовании наличием русского контента, что объясняется преобладанием русскоязычных пользователей. Оно используется преимущественно молодежной аудитори-ей, что связано как с недостаточным владением российским старшим поколением новыми технологиями, так и со спецификой традиций православия, где в отличие от маркетингово-ориентированного виртуального пространства доминируют идеи нестяжательства, искупле-ния и покаяния. В российском виртуальном пространстве отсутствует регламентация и не определенны масштабы его использования для самих священнослужителей. Тем не менее российская молодежь более, чем старшее поколение вовлечена в виртуальный мир. Основная цель исследования—выявить факторы влияния виртуального пространства на религиозную идентичность в российской студенческой среде. Основные методы исследования: контент-анализ религиозного виртуального пространства и комплексное социологическое исследова-ние: социологический опрос, фокус групповые и экспертные интервью, которые позволили проанализировать опыт участия респондентов всетевых религиозных проектах, изучить цен-ностные ориентации людей, использующих эти ресурсы, а также оценить степень влияния этих ориентаций на формирование религиозной идентичности. Исследование представля-ет собой оригинальный комплексный контент, в котором, исходя из типологии К. Хелланда, было структурировано российское религиозное пространство, обозначены преимуществен-ные формы сетевого общения в этом пространстве и показано его влияние на формирование религиозной идентичности.

Ключевые слова: виртуальное пространство, религиозная идентичность, онлайн религия, религия онлайн, студенческая молодежь, Юг России.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЗАПРОС НА СОЛИДАРНОСТЬ: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
В. А. Сауткина

Аннотация. Во время переходных состояний, в условиях неопределенности и рисков в обществе усиливается потребность найти нечто общее, что побуждает разных людей держаться вместе. При отсутствии возможности реального сотрудничества в области ре-шения проблем общественного благосостояния, в поисках новых целей и смыслов появ-ляется потребность оглянуться назад, найти нужное в «хорошо забытом старом» и про-двигаться вперед на этой основе. В такие времена в научном дискурсе актуализируется рассмотрение феномена солидарности в качества главного фактора развития институ-тов взаимопомощи индивидов, социальных групп и сообществ. Изучение феномена со-лидарности усложняется тем, что он становится предметом самых различных дискур-сов — идеологических и политических. При научной интерпретации факта присутствия или отсутствия данного явления в каждом конкретном событии социальной реальности важно не оказаться внутри одного из них. Из-за традиционно сложившего факта смеше-ния этих дискурсов такой подход становится одной из важных, но до сих пор трудно раз-решимых методологических проблем. В данной статье поставлена задача: оценить пер-спективы гражданского участия и создания институциональной среды взаимодействия, в которой проявляется готовность к солидаристским практикам. В основу исследования положено предположение, что в условиях формирования нового вида социальной ре-альности, когда человек и целые группы людей существуют одновременно в двух изме-рениях — традиционно инcтитyциoнaлизиpoвaнном и виртуальном, появляются иные механизмы производства солидарных действий. Применяя методологический подход рассмотрения феномена солидарности в трех плоскостях — социальной, политической и экономической, в работе мы показываем, как в онлайн-пространстве зарождаются его новые типы и формы, открывающие и возможности консолидации, и риски неоправдан-ных ожиданий.

Ключевые слова: идейно-политическая солидарность, солидаризм, риск-солидарность, социальное пространство, приватное пространство, пространство гражданской соли-дарности, солидарная экономика.

Еще статьи...

  1. 2019-2-5
  2. 2019-2-4
  3. 2019-2-3
  4. 2019-2-2